Вестник Кавказа

В Грузии заговорили о новой революции

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

В Кутаиси – городе веселья, шуток и средоточии лучших традиций грузинского застолья, произошла трагедия. Во время подрыва мемориала славы войнам, погибшим на фронтах Великой отечественной войны, погибли люди - уроженка Кутаиси Анна Джинчарадзе и ее восьмилетняя дочь Нино. В них попал обломок огромного обелиска, воздвигнутого в начале 1980-х годов скульптором-монументалистом Мерабом Бердзенишвили. Оппозиция проводит в Кутаиси акции протеста, требуя отставки президента Саакашвили, на которого и возлагает ответственность за гибель людей. Главная прокуратура арестовала руководителя компании «Грузвзрывпром» Автандила Дарсавелидзе. По словам главного прокурора, Муртаза Зоделава, «именно безалаберность руководства компании и несоблюдение ими норм безопасности привели к трагедии».

21 декабря в Кутаиси с участием президента Саакашвили должно было пройти торжественное мероприятие по закладке первого камня здания нового парламента Грузии, который с 2012 года переедет в Кутаиси. Однако после произошедшего властям не до торжественных мероприятий. Михаил Саакашвили прервал визит в Данию и вернулся в Тбилиси, где сразу же освободил от занимаемой должности губернатора региона Имерети Михаила Чоговадзе. Однако негодование общественности такими мерами смягчить не удалось, тем более что еще до гибели людей многие выступали против сноса творения Мераба Бердзенишвили, увековечившего подвиг сотен тысяч грузин на фронтах. Возмущение общественности столь велико, что в Грузии уже заговорили о новом витке политического противостояния и даже о новой революции. ВК попросил прокомментировать создавшуюся ситуацию одного из лидеров пропрезидентской партии Единое национальное движение Давида Дарчиашвили, генерального секретаря оппозиционной Лейбористской партии Иосифа Шатберашвили и независимого политолога Иосифа Цинцадзе.

Давид Дарчиашвили: Не надо связывать произошедшую трагедию с целесообразностью переноса памятника. Ведь на самом деле памятник намеревались построить на новом месте. Хотя, по большому счету, то, что трагедия произошла именно во время работ по демонтажу, заставляет нас увязывать эти проблемы. Необходимо провести полное и обстоятельное расследование и наказать виновных. По всей видимости, это была преступная халатность.
Оппозиция, конечно, будет пользоваться любым трагическим случаем, чтобы представить власти в негативном свете. Насколько это ей удастся – другое дело. Я против манипулирования трагическими случаями. Что касается названия войны, на фронтах которой погибли сотни тысяч грузин - Великая отечественная или Вторая мировая - то названия придумывают политики, историки.
Название – дело вкуса или политических интересов. В мире те трагические события называют Второй мировой войной. На мой взгляд, такая универсальная характеристика тех событий гораздо более адекватна, чем односторонняя. Словосочетание «отечественная война» связано с защитой отечества, но отечества как независимого государства у грузин тогда не было. Это известно всем.

Иосиф Шатберашвили: Во-первых, то, что произошло – это настоящий вандализм. К сожалению, даже в XXI веке существуют вандалы. Нынешние власти Грузии совершили акт вандализма, взорвав великолепный памятник в честь победы в Великой отечественной войне и в память погибших грузинских солдат - граждан Грузинской советской социалистической республики, которые погибли на той войне. Да, они воевали в форме советской армии, но боролись против фашизма. Они защищали свою родину – Грузию, но защитил от фашизма весь мир. Так что, взрыв этого памятника – осквернение их памяти, оскорбление всего грузинского народа, оскорбление города Кутаиси и, что самое главное, это оскорбление великолепного грузинского скульптора Ммераба Бердзенишвили. Лейбористская партия Грузии активно поддержит акции протеста населения и общественности.

Иосиф Цинцадзе: Я отвечу как политолог. Трудно заранее сказать, как будут развиваться события, могут ли они привести к серьезным осложнениям, но учитывая опыт, я не думаю, что сейчас население Кутаиси или других городов готово выйти на улицы. Конечно, акции будут проводиться, но главный вопрос в том, уложатся ли они в рамки закона или вновь будут перекрывать улицы. Я не думаю, что радикализация реальна. Мне кажется нереальной перспектива радикальных акций, которые могли бы нести новый заряд уличных протестов.

20330 просмотров