В последние годы вопрос энергетической безопасности стал весьма актуален для Европы. Сегодня ЕС и США поддерживают реализацию проектов по диверсификации источников поставки газа всеми доступными способами. Значимое место в этом процессе отводится Каспийскому региону, в частности, Азербайджану. Ежегодное увеличение добычи газа, открытие новых месторождений, наличие большого количества перспективных газовых структур и, самое главное, доказанные запасы газа открывают перед регионом новые перспективные рынки сбыта этого вида топлива.
В условиях повышающейся важности обеспечения энергобезопасности Европы и поиска альтернативных маршрутов поставок газа, активизировались игроки, которые заинтересованы или, напротив, не заинтересованы в успешной реализации проектов диверсификации поставок газа в Европу. Причем Евросоюз проявляет в этом вопросе все больше нетерпения. Особенно после того, как вновь недосчитался газа, поставляемого из России. Дело в том, что на прошлой неделе Россия была вынуждена снизить поставки газа в Европу из-за вызванного морозами повышения внутреннего спроса на топливо. В то же время зампред правления "Газпрома" Александр Медведев утверждал, что Украина, которая транспортирует в западном направлении значительную часть российского топлива, ворует газ, предназначенный для западных потребителей. Однако украинские власти настаивают, что полностью выполняют свои обязательства, и вина за недопоставки лежит на Москве. Вся эта неразбериха еще больше укрепила страны ЕС в их желании как можно быстрее диверсифицировать поставки газа, и основная ставка здесь делается на газ из прикаспийского региона.
Евросоюз надеется, что решение о маршруте и других деталях поставок азербайджанского газа в Европу будет принято с сжатые сроки – в течение ближайших двух-трех месяцев, передает Reuters со ссылкой на европейского комиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера. По словам Оттингера, существует целый ряд трубопроводных проектов для транспортировки азербайджанского газа в Европу, а проект "Набукко" является лишь одним из них, но далеко не единственным. ЕС поддержит решение, согласно которому для транспортировки этого газа будет выбран консорциум "Набукко", однако, окончательное слово в этом деле принадлежит инвесторам и владельцам газа.
Азербайджан уже проводит процедуру выбора проекта газопровода для доставки своего газа. Однако на деле, речь идет скорее о концепции поставок азербайджанского газа в Европу, чем о каком-то конкретном проекте.
Желание Азербайджана доставить и реализовать свой газ на европейском рынке остается неизменным. Газ, который будет производиться на втором этапе разработки азербайджанского газового месторождения "Шахдениз", рассматривается в качестве основного источника для всех проектов "Южного газового коридора". Сегодня Баку рассматривает предложения сразу трех консорциумов, которые были представлены 1 октября 2011 года. Трансадриатический трубопровод (TAP), "Набукко" и проект ITGI сформулировали свои возможности, а азербайджанская сторона взяла время на рассмотрение заявок в соответствии с ранее объявленными критериями. Этот процесс должен завершиться к концу первого квартала нынешнего года, что только обостряет борьбу между консорциумами газопроводных проектов.
Между тем условия и по непосредственному выбору маршрута газа выдвинула Анкара. Строительство азербайджано-турецкого Трансанатолийского трубопровода (TANAP) потребует пересмотра маршрутов и тарифов проектов "Южного газового коридора" ("Набукко", TAP и ITGI), сообщил 26 января в интервью Reuters министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Азербайджан и Турция в конце 2011 года подписали меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума, который будет строить газопровод для поставки газа с месторождения "Шахдениз" в Европу через турецкую территорию. Строительство газопровода TANAP необходимо для экспорта большей части из 50 млрд кубов газа, которые Азербайджан намерен добывать к 2025 году. В этом году участники проекта планируют решить все вопросы начать строительство, чтобы проект был реализован к концу 2017 года, когда начнется реализация второй стадии разработки месторождения "Шахдениз". Этот газопровод станет основой "Южного газового коридора".
Для Баку, как выбор покупателя газа, так и выбор маршрута поставки энергоресурсов зависит не от политических или стратегических вопросов, а от экономической целесообразности, эффективности и перспектив газовых рынков, на которые выходят трубопроводы, и привлекательных тарифов на прокачку газа. Конкурентная борьба между покупателями и между газопроводами, на руку поставщику, который определяет для себя наиболее удобный и выгодный маршрут поставки газа. Однако пока не ясно, какой именно путь выберет для своих углеводородов Баку.
Неразбериха вокруг поставок газа из Азербайджана ставит под сомнение транспортировку энергоресурсов по ранее запланированным маршрутам. Если до недавнего времени наиболее перспективным маршрутом поставки азербайджанского, а в дальнейшем и другого каспийского газа в Европу считался "Южный газовый коридор" (в этом коридоре проходят три основных конкурирующих маршрута - "Набукко", ITGI и TAP), то теперь ситуация несколько изменилась.
Консорциум каждого из трубопроводов считает, что реализуемый им маршрут является оптимальным и экономически эффективным для доставки газа в Европу, однако в последнее время все менее реалистичным кажется реализация проекта "Набукко", который в начале гонки за каспийский газ рассматривался в качестве фаворита. С одной стороны "Набукко" выигрывал с точки зрения политической поддержки именно этого проекта Европейским союзом. С другой - "Набукко" предлагает самый большой объем транспортировки газа – 31 млрд кубов в год, и сегодня эта характеристика трубопровода, которая изначально считалась его большим преимуществом, стала одним из основных недостатков данного газопровода.
Дело в том, что один Азербайджан может обещать только 10 млрд кубометров газа ЕС, и если по "Набукко" будет прокачиваться только азербайджанский газ, не ясно, кто будет оплачивать незаполненные мощности трубы. Производители должны будут оплачивать прокачку по всему трубопроводу, используя его всего лишь на треть, а это ставит под сомнение желание инвесторов рисковать своими вложениями, по сути, в неокупаемый проект. Обещания, звучащие последние несколько лет, о том, что свободные мощности "Набукко" будут заполнены газом из других источников, таких как Иран, Ирак, Египет, Туркменистан, пока не имеют реальной основы. Кроме того, остается довольно болезненный вопрос стоимости газопровода, цена которого увеличится с заявленных ранее 7,9 млрд евро, до неизвестно какой верхней отметки.
Более реалистично выглядят газопроводы ITGI и TAP, мощности которых составляет как раз заявленные Азербайджаном 10 млрд кубов в год с возможностью дальнейшего расширения. Да и стоимость реализации этих проектов - 1,5-2 млрд и 1,5 млрд евро, соответственно, больше отвечает нынешнему положению дел в экономике. Однако и в реализации этих проектов проблемой может стать кризис в Еврозоне, ударивший по таким странам, как Греция и Италия, компании из которых участвуют в ITGI и TAP.
Обладая большими запасами газа, консорциум "Шахдениз" перестраховался и решил рассмотреть возможность использования альтернативного газопровода Юго-Восточная Европа (SEEP), если до марта не определится с выбором другого трубопровода для экспорта азербайджанского газа, сообщает Reuters со ссылкой на маркетинг-менеджера BP по проекту "Шахдениз" Стива Гарлика.
Газопровод Юго-Восточная Европа предполагает поставку газа в объеме 10 млрд кубов по уже существующим газопроводам в Болгарию, Румынию, Венгрию, Сербию, Хорватию. Это значит, что даже если Азербайджан так и не определится с газопроводом-партнером, каждый из которых имеет свои риски и недостатки, азербайджанский газ в Европу все равно пойдет в самое ближайшее время.
ЕС торопит Баку с решением о поставках газа
Эльмира Таривердиева, Баку
17985 просмотров