Российское правительство своим постановлением до 1 октября запретило ввоз в РФ бензина, дизельного топлива, керосина и некоторых других видов топлива.
В документе говорится, что это сделано для "обеспечения энергетической безопасности" и стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке.
В начале апреля председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный отмечал, что Россия производит гораздо больше топлива, чем потребляет. При этом ценообразование на горюче-смазочные материалы (ГСМ) не зависит напрямую от стоимости нефти на мировом рынке, то есть внутренний рынок защищен от внешней конъюнктуры цен, независимо от того, высокие они или низкие. Две трети в цене ГСМ составляют налоги и акцизы, в том числе топливные акцизные сборы, которые идут в региональные дорожные фонды.
Глава Минэнерго России Александр Новак 12 апреля заявил, что запрет на ввоз в РФ дешевого бензина предлагается как вынужденная антикризисная мера на полгода, напоминает РИА Новости.
Многие страны прибегают к этому не совсем рыночному, но необходимому шагу, обратил внимание министр.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, таким образом правительство поддерживает отечественную нефтеперерабатывающую промышленность. "Запрет вызван тем, что на какое-то время топливо местного производства стало дороже с учетом как транспортных издержек, так и пошлин, чем топливо, которое можно было бы теоретически импортировать. Полагаю, это было особенно характерно для периода конца марта - начала апреля. Не уверен, что ситуация до сих пор такова, но, видимо, нефтяные компании обратились к государству с просьбой уменьшить конкуренцию", - сказал он.
При этом объем импортируемого в РФ топлива не так велик, чтобы топливное эмбарго существенно повлияло на цены. "Во всяком случае, до текущего квартала доля импортного топлива на российском рынке была мала. Возможность с выгодой импортировать эти продукты возникла только после сильного падения цен на них в конце марта – начале апреля. В целом, из-за особенности российского налогообложения импорт топлива невыгоден, и угроза его конкуренции возникла лишь вследствие беспрецедентной ситуации с падением спроса на нефтепродукты. Мне не так уж и очевидно, что эмбарго необходимо, но, скорее всего, оно было введено на случай, если ситуация с падением спроса повторится летом", - сообщил Алексей Кокин.