Согласно прогнозу британской энергетической компании BP до 2050 года, рост глобального спроса на нефть может не возобновиться в ближайшие 30 лет, даже если политика в отношении изменений климата не ужесточится.
Аналитики компании предлагают три сценария развития энергетической отрасли на ближайшие 30 лет. Согласно "Быстрому", будут приняты меры, которые увеличат стоимость парниковых выбросов для производителей на 70% к уровню 2018 года. В соответствии с "Нулевым" сценарием, произойдет не только ужесточение климатической политики, но и изменение социального и потребительского поведения в отношении использования энергии. В этом варианте выбросы углерода должны упасть на 95% к 2050 году. И согласно "Обычному" сценарию, текущие тренды сохранятся без значительных изменений в глобальной политике.
Отмечается, что все три варианта развития событий предполагают падение спроса на нефть в ближайшие тридцать лет. В "Обычном" сценарии потребление нефти падает на 10% к 2050 году, по "Быстрому" - на 55%, а по "Нулевому" - на 80%. В то же время восстановление спроса на докризисном уровне предполагается только обычном сценарии, который предполагает, что спрос выйдет на плато в ближайшие несколько лет. В соответствии с другими вариантами развития энергетической отрасли спрос никогда не вернется на уровни, предшествующие пандемии COVID-19.
"Снижение спроса на нефть связано с ростом эффективности и электрификацией автомобильных перевозок", - цитирует документ ТАСС, уточняя, что все три варианта предполагают, что пик потребления нефти в транспорте приходится на середину и конец 2020-х годов.
Предполагается, что доля нефти в транспортном потреблении упадет с уровня в более чем 90% в 2018 году до около 80% к 2050 году в "Обычном" сценарии, до 40% - в "Быстром" и до 20% - в "Нулевом".
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель, пока что перспектива падения спроса на нефть не просматривается. "Спрос на нефть определяется структурой рынка перевозчиков, где сейчас и в обозримом будущем подавляющее большинство – это машины с двигателями внутреннего сгорания, работающими на нефтепродуктах. В теории, в корабельных двигателях можно использовать СПГ, поскольку его есть где хранить в нужных объемах, но ни в автомобилях, ни в самолетах места под СПГ просто нет", - сказал он.
"Падение спроса на нефть возможно лишь в том случае, если резко снизится население Земли, однако при нынешнем интенсивном росте демографии прогнозировать подобное довольно трудно. Что касается электрификации автомобильных перевозок, на которую ссылается BP, то это очень дорого. Надо понимать, что нельзя просто заменить один двигатель на другой, понадобится, к примеру, менять еще и коробки передач, поскольку у электродвигателя крутящий момент значительно выше, чем у двигателя внутреннего сгорания, а значит, нужно менять и главные передачи, и передаточные фильтры. Если посчитать затраты, которые мы при этом понесем, то закономерно встанет вопрос – а будет ли какая-либо польза от перехода на электродвигатели? На практике этой пользы пока не видно", - подчеркнул Валерий Бессель.
"Пока что добыча нефти и ее переработка только растут. Хотя в балансе энергопотребления доля нефти снижается, но абсолютные объемы – растут. Происходит это из-за того, что производство других видов топлива, того же СПГ, также постоянно растет. Надо отметить, что двигатели, особенно самолетные и судовые, с каждым годом становятся все больше и мощнее, следовательно, потребляют больше и больше энергии. Если считать потребление нефтепродуктов на человека на тысячу километров, то этот показатель уменьшается, но только потому, что тяга более мощных двигателей выше, что дает рост КПД от объема сжигаемого углеводородного топлива", - обратил внимание эксперт.