Турция отстаивает свои интересы на Ближнем Востоке, - заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
"Турки явно занимают антиасадовскую позицию в Сирии. Анкара поддерживает исламистские группировки и Свободную сирийскую армию, которая воюет против руководства Башара Асада. Страна завуалировано поддерживает боевиков "Исламского государства" (ИГ). В Турции по-прежнему считают, что Башар Асад является нелигитимным президентом и он должен уйти. Об этом еще в начале сирийского кризиса заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Так что в этом вопросе позиция турок не изменилась", - отметил он.
Нынешнее руководство Турции поддерживает силы, которые борются против сирийских властей. Желание турок создать вдоль границы с Сирией 100-км бесполетную зону, которая бы находилась под их контролем, фактически означает вторжение на территорию суверенного государства. Страны НАТО поддержали Турцию в этом вопросе. Во всяком случае, они поддержали турецкий протест против терактов, которые были совершены в этой стране. Но теракты организовали представители "Исламского государства", а турецкая армия нанесла удары по позициям Рабочей партии Курдистана. Это еще раз подтверждает, что Турция имеет свои интересы в этом регионе", - сказал ученый.
Говоря о том, как изменятся отношения Ирана с соседними странами и с Россией после заключения соглашения по атому, эксперт выразил мнение, что они вряд ли претерпят изменения. "Во-первых, особые надежды на достигнутое "шестеркой" переговорщиков и Ираном соглашение возлагать не стоит. Пока оно есть только на бумаге. Санкции с Ирана будут сниматься в течение 10 лет и только в том случае, если страна будет выполнять все оговоренные ранее условия. Если же проверяющие обнаружат, что Иран не выполняет какие-либо требования, то санкции продолжат действовать. Поэтому даже размораживание иранских фондов в иностранных банках, которые сейчас заморожены, тоже пока вопрос не до конца решенный. Поэтому сейчас преждевременно говорить о том, мы имеем результаты этого соглашения", - пояснил Долгов.
При этом он обратил внимание на то, что внешняя политика Ирана останется прежней. "Об этом говорили и иранские руководители. В частности, духовный лидер Ирана Али Хаменеи заявил, что никаких изменений во внешней политике страны не произойдет. Иран продолжит поддерживать дружеские отношения с Россией, Сирию, а также национальное движение в Йемене. Нынешнее обострение ситуации вокруг Сирии и йеменского конфликта свидетельствует о том, что соглашение по иранскому атому не привело к какому-то улучшению ситуации в мире. На мой взгляд, позиция Ирана здесь абсолютно адекватна. Не думаю, что отношения Ирана с Россией испортятся из-за сближения Исламской Республики с США. Не так давно во время своего визита в государства-союзники США на Ближнем Востоке американский министр обороны заявил, что достигнутое соглашение не снимает вопрос о возможном военном решении иранской проблемы. То есть военная агрессия по отношению к Ирану не снята с повестки дня в США", - считает ученый.
По его мнению, нестабильная ситуация в Сирии и на всем Ближнем и Среднем Востоке негативно влияет на ситуацию в России и на Кавказе, в частности. "Выходцы из России, в том числе с Кавказа, воюют в рядах ИГ, и их не так уж и мало, более 2 тысяч, а может даже больше. В том случае, если эти лица вернутся назад, это может дестабилизировать ситуацию в ряде регионов, по крайней мере, в каких-то населенных пунктах. Но я думаю, что этого не произойдет, поскольку все они есть в базе данных. Но тем не менее, такая тенденция, безусловно, будет сказываться на возможной дестабилизации ситуации, что является целью "Исламского государства". Боевики ИГ не раз угрожали России. Они собирались "освободить" Чечню, создать исламский халифат на территории Кавказа и даже на территории Юга России. То есть это явная угроза, и к ней нужно относиться серьезно", - заключил старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.