Известия о вынесении Стамбульским судом решения о заочном аресте нескольких высокопоставленных военных Израиля по делу о захвате "Мави Мармары" оказалось полной неожиданностью для официального Тель-Авива. Проявилось это, в частности, в том, что израильских МИД выразил недоумение обращением Турции к Интерполу о выдаче международного ордера на арест главы генштаба израильской армии Габи Ашкенази, бывшего командира ВМФ Израиля Элиэзера Марома, бывшего главы военной разведки Амоса Ядлина и бывшего начальника разведки израильских ВМФ Авишая Леви. Уточним, что Анкара требует для них пожизненного заключения.
Неожиданным решение Стамбульского суда стало по той причине, что всего лишь месяц назад в интервью Bloomberg премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о подписании турецко-израильского соглашения о нормализации отношений в ближайшие недели. Тогда Эрдоган сообщил, что была достигнута договоренность о компенсациях семьям погибших при захвате "Мави Мармары", а среди несогласованных вопросов осталась лишь гуманитарная помощь палестинцам. Загвоздка в том, что в обмен на компенсации на сумму порядка $21 млн, о которых писали СМИ обеих стран, Турция обещала принять закон, гарантирующий отказ от судебного преследования израильских военных, причастных к спецоперации.
Согласно той же договоренности уже начатые дела против генералов Габи Ашкенази и Амоса Ядлина, а также адмирала Элиэзера Марома и контр-адмирала Авишая Леви будут закрыты, так что внезапный "задний ход" турецкой стороны действительно оказался для Тель-Авива "громом среди ясного неба". Тем не менее, подобное развитие все же можно было предугадать, особенно если вспомнить о смерти Угура Солеймана, одного из тяжелораненых на "Мави Мармара" граждан Турции, случившейся на прошлой неделе.
Аналитический отдел МИД Израиля подчеркнул, что эта смерть, десятая по счету среди жертв атаки на "Мави Мармара", вызвав широкий общественный резонанс в Турции, способна надолго отсрочить нормализацию официальных отношений двух стран. Эксперты израильского внешнеполитического ведомства тогда предложили подождать реакции Эрдогана на смерть Солеймана: будет ли премьер-министром сделано какое-либо антиизраильское заявление.
Эрдоган поступил тоньше: прямых обвинений Израиля из его уст так и не прозвучало, однако при посещении семьи Солеймана он произнес две цитаты из Корана, где евреи упоминаются с отрицательной коннотацией. Помимо этого, напомним, что в ходе визита в Сому, стремясь оскорбить участника демонстрации шахтеров, премьер назвал его "семя Израиля". А Эрдоган, по словам сотрудников МИД Израиля, "прекрасно умеет себя контролировать и никогда ничего не говорит случайно".
Таким образом, будущее израильско-турецких взаимоотношений все еще остается под вопросом, напоминая политические качели. Кто знает – может, качаясь на них, лидеры обеих стран получают своеобразное удовольствие, то зарабатывая, то теряя политические очки?