Проблема интеграции кавказской молодёжи в социокультурное пространство России заключается вовсе не в отсутствии "социальных лифтов", заявили "Вестнику Кавказа" писатель, психолог Александр Ибрагимов и писатель Магомед Султанов-Барсов, пояснив, что подлинные "корни зла" заключаются в исказившемся сегодня понимании успешности и нехватке философского труда.
"Социальные лифты остались, не осталось справедливости, которая людей толкала бы эти социальные лифты искать. Люди, на самом деле, находятся в определённой системе дезориентации, поэтому я не думаю, что этих лифтов нет. Кавказская молодёжь и диссертации защищает, и в Москву приезжает, и как-то карьеру строит, и чего-то добивается, и непосредственно в СКФО это делает", - напомнил о подлинном положении дел Александр Ибрагимов.
"На самом деле, я вам скажу такую вещь, наверное, кощунственную: я против социальных лифтов. Почему-то в последние годы успешность стала связываться с обретением, грубо говоря, каких-то навороченных автомобилей или занятием должности в какой-то системе. Для меня самый большой социальный лифт - это стать из мальчика человеком, мужчиной. На Кавказе испокон веков ими становились, просто занимаясь хозяйством, земледелием, воспитывая детей, поднимая семью. В том же Дагестане много настоящих, замечательных семей, которые именно этим и занимаются. Может быть, поэтому Дагестан и молодёжная республика, и в ней сейчас более 50% молодых людей. Люди занимаются делом, рожают детей, воспитывают их, поднимают, и это замечательные дети", - высказал свою позицию писатель.
Магомед Султанов-Барсов, в свою очередь, предложил более теоретизированный взгляд на проблему, отметив необходимость масштабной философской работы интеллектуальных элит для более тесной интеграции кавказской молодёжи и повышения российской идентичности. "Что касается тех инструментов, которые до сих пор использовались, то было много прикладных методов политической и юридической практики, это всё хорошо, но инструментарий не завершён, потому что там не представлена философия", - пояснил он.
"В ассортименте тех инструментов, которые использует федеральная и местная власть для повышения культуры и российской надэтнической идентификации, как ни странно, не используется философия, хотя кроме философии ничто не может отвечать на вопросы сознания и вообще совершенствовать сознание как рассудочный рефлексивный механизм человеческой природы", - выразил уверенность Магомед Султанов-Барсов.