Американские сенаторы - демократ от штата Мэриленд Крис Ван Холлен и республиканец от штата Флорида Марко Рубио - направили в комитеты по делам вооруженных сил Сената и Палаты представителей письмо с предложением о внесении в проект оборонного бюджета положения о санкциях в отношении суверенного долга России в связи с "вмешательством" в выборы.
В письме сенаторы "настоятельно призывают" включить в проект бюджета, который сейчас рассматривается обеими палатами Конгресса, "формулировки, призванные предотвратить будущие усилия иностранных правительств и иностранных субъектов по вмешательству в американские выборы, ясно дав понять, что такое вмешательство будет иметь быстрые и серьезные последствия", - цитирует их "Интерфакс".
Одной из санкционных мер называется включение в документ положений закона о сдерживании, запрещающих американским компаниям вести дела с новым российским суверенным долгом в течение 90 дней после вступления в силу. Хотя закон о сдерживании и работает "в правильном направлении", по данным разведки и оценкам экономистов, влияние санкций на суверенный долг России будет "ограниченным", учитывая его низкий уровень, прогнозируемый сбалансированный бюджет и значительные валютные резервы России, - утверждают авторы послания.
В связи с этим сенаторы предлагают ввести в проект оборонного бюджета положения, которые в случае российского вмешательства в выборы позволят вводить дополнительные санкции против энергетического, банковского и оборонного секторов российской экономики, "олигархов и политических деятелей, которые могут быть замешаны во вмешательстве в выборы".
"Мы должны заранее дать понять, что попытки вмешательства в наши выборы быстро столкнутся с жесткими санкциями. Таким образом мы можем предотвратить злонамеренные действия враждебных иностранных держав, но мы должны действовать уже сейчас", - говорится в послании Холлена и Рубио.
Проще говоря, с момента вступления данной поправки в силу ни американские инвестиционные фонды, ни обычные граждане США не смогут покупать российские облигации. Однако запретить жителям других государств инвестировать в суверенный долг России Вашингтон не может, а российские облигации востребованы у иностранцев. Так, по данным Центрального банка РФ, в марте нерезиденты побили полуторагодовой максимум, купив ОФЗ (облигации федерального займа) на 120,4 млрд рублей, всего на долю иностранцев в ОФЗ приходится 26,3% вложений. Это приток капитала, иностранной валюты и своеобразный маркер стабильности российской экономики.
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, в последние годы основным инструментом США, которым они пытаются регулировать свои внешнеполитические отношения и влиять на другие страны, стал режим санкций.
"Санкции применяются во всех тех случаях, когда американцы не находят дипломатические пути решения. Это можно расценить как ослабление американского дипломатического искусства, при котором власти не умеют вести переговоры на равных и при малейшей трудности обращаются к режиму санкций. Ведь режим санкций – это режим угроз и ультиматумов, и обращение к нему – это свидетельство неумения строить отношения по-другому. Все-таки американцам надо учиться вести переговоры на равных, учиться вести дипломатические переговоры и учиться строить политику, которая учитывает интересы других стран. Это для них неизбежно, поскольку мир движется, и укрепляется его многополюсная структура", - напомнил эксперт.
Он отметил, что некоторые американские политики пользуются режимом санкций для личных целей: чтобы себя пропиарить, показать свой вес в политике, повысить свой авторитет. "И мы часто видим, что появляются новые имена американских политиков, которые генерируют разного рода расширение санкций или новые санкционные изобретения. Но в то же время не надо быть наивными, думать, что эти политики олицетворяют только самих себя. Безусловно, за ними стоят определенные силы, которые стремятся получить из этого выгоду. Но эта выгода не охватывает все американские интересы. И, как показывает практика, зачастую те санкционные приемы, санкционные варианты, которые вводят американцы, отражаются и на них", - подчеркнул старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
"Если рассматривать конкретно вопрос о введении санкций или наложении ограничений на российский внешний долг, то речь идет о том, что американским инвесторам хотят поставить преграды на приобретение ценных бумаг, тем самым они надеются, что, не приобретая бумаги, облигации, например, они будут ограничивать российские финансовые ресурсы. Эти идеи, безусловно, носят болезненный характер для нашей экономики, если они будут введены. Но в то же время надо учитывать, что структура европейской экономики отличается от американской. Американцы, строя все свои санкции, опираются на свой опыт. А экономика США – это экономика постоянных заимствований, постоянно выпускаются внутренние облигации, которые замещают уже действующие облигации и в какой-то мере их погашают. Это можно видеть из того госдолга США, который носит для нас астрономический характер. Так что введение подобных санкций будет для российской экономики болезненным, однако никакой драмы из этого не выйдет. Мы в своей истории привыкли все время действовать и добиваться успеха в ощущении постоянного давления – экономического, военного, политического и теперь финансового", - напомнил эксперт.
С точки зрения двусторонних отношений, по его словам, новые ограничения, конечно, не привнесут условий для их нормализации. "Здесь можно, правда, усмотреть такой вариант, что сейчас, когда химера с российским вмешательством в американские выборы 2017 года не подтвердилась, и теперь у нынешней американской администрации развязаны руки, чтобы нормализовать отношения с Россией, внесение новых санкционных режимов будет уже искусственно дополнительно сдерживать этот процесс. Обратите внимание: сейчас речь идет не об отдельном юридическом акте. Новый режим будет составной частью бюджета по обороне. Конечно, бюджет пересматривается ежегодно, но формируется он на основе каких-то законов. И если это получит форму закона, значит, американцы уже будут вынуждены все время это вводить в оборот. Грубо говоря, они затрудняют и себе, и другим какие-то условия. Но надо исходить из того, что в американской политике присутствует постоянная борьба и противоречия. Надо будет еще посмотреть, на что эти два политика рассчитывают в случае, если этот проект получит ход", - пояснил Владимир Оленченко.
Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов охарактеризовал возможное введение нового санкционного режима как достаточно неприятное событие. "На данный момент отток средств нерезидентов был бы не очень драматичным для России. Но цена на нефть может падать, могут наступить некоторые неблагоприятные условия, когда России надо будет занимать деньги. И даже на внутреннем рынке сегодня нерезиденты – это около 33% источников покупки внутренних облигаций. Поэтому в принципе это болезненные меры. Не драматичные, но болезненные", - пояснил эксперт.