Необычный шпионский скандал разгорелся на этой неделе после разрешения Общей службы безопасности Израиля (ШАБАК) на публикацию сведений об аресте гражданина Бельгии Алекса Манаса в аэропорту Бен-Гурион по подозрению в собирании сведений о посольстве США в Тель-Авиве в пользу Ирана. Корреспондент "Вестника Кавказа" в Израиле Пётр Люкимсон рассказал о странностях, которыми окружена эта история с самого начала.
Сам Алекс Манас, в прошлом Али Манцур, гражданин Ирана, с 1997 года занимался бизнесом в Бельгии и получил бельгийское гражданство в 2006 году, сменив имя. С той поры Манас (Манцур) курсировал между Ираном, Бельгией и Турцией, укрепляя свой бизнес, и в какой-то момент попал во внимание иранских спецслужб. По словам Люкимсона, за его вербовкой ради проникновения в Израиль следил Касем Сулеймани командующий входящей в состав Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР) бригадой "Эль-Кудс". При этом важно, что бизнесмену была предложена ощутимая награда за шпионские услуги - $1 млн.
Бельгийский паспорт уберёг шпиона от бдительного досмотра в Бен-Гурионе дважды в июле 2012 года и январе 2013 года. В конечном счёте, его выдали не документы, а та настойчивость, с которой в последнюю поездку, месяц назад, он добивался номера в гостинице с видом на крышу комплекса посольства США. Не исключено, что бдительность проявил один из работников гостиницы, сообщив о необычном поведении клиента в органы правопорядка, хотя по официальной версии решающую роль сыграла охрана аэропорта, решившего досмотреть содержимое фотоаппарата бельгийца.
"А вот дальше в деле иранского шпиона начинаются некоторые странности", - отметил Люкимсон. "Первая из них заключается в том, что Манцур как-то поразительно легко и быстро раскололся, отдал следователям ключи от своей брюссельской квартиры, сообщил данные своего банковского счета и т.д., а заодно назвал имена тех, кто непосредственно занимался его вербовкой и инструктажем. Причём часть этих имен Гаджи Мустафы, Гаджи Хамди Наамади, Махди Ханбабаи оказалась следователям хорошо знакома. Поведал Али Манцур и о том, что вскоре после возвращения из Израиля он должен был появиться в Тегеране для дальнейшего отчёта и инструктажа", - рассказал корреспондент "Вестника Кавказа".
"Вторая странность заключается в том, что эта история всплыла на поверхность спустя всего три недели после ареста Али Манцура. Обычно разрешение на публикацию информации об аресте по подозрению в шпионаже выдавалось лишь после подачи обвинительного заключения. Пока шло следствие, ШАБАК и полиция предпочитали держать его в строгом секрете, и потому не совсем понятно, чем вызвана такая спешка. Иранские СМИ, как известно, заявили, что Израиль инспирировал арест Али Манцура исключительно для того, чтобы в преддверии выступления Биньямина Нетаньяху на Генеральной Ассамблее ООН раздуть в мире антииранскую кампанию. Некоторые обозреватели сходятся во мнении, что в этих утверждениях есть доля правды", - сообщил о второй странности дела Манаса (Манцура) Пётр Люкимсон.
Любопытно, что при этом большая часть материалов, не касающаяся фотографий крыши посольства США в Тель-Авиве, продолжает оставаться засекреченной, хотя поднявшаяся в СМИ шумиха, по сути, не оставила в деле ничего секретного. Тем не менее, суд заявляет, что материалы останутся секретными, так как "речь идёт о необычайно сложном деле".