Председатель правительства России Дмитрий Медведев сообщил сегодня, что проект трехлетнего федерального бюджета на 2017-2019 годы рассчитан исходя из стоимости барреля российской нефти в $40. Начать обсуждать проект Госдуме предстоит 28 октября.
Открывая заседание бюджетной комиссии, Медведев указал, что трехлетний бюджет должен справиться с выполнением всех социальных обязательств, какая бы ситуация в экономике ни сложилась, в том числе с учетом сохранения антироссийских санкций.
Также он признал, что за прошедшее время России не удалось выйти на новые источники финансирования бюджета. "Основные согласования проведены, я лично провел полтора десятка совещаний для урегулирования разногласий. У нас никаких принципиально новых финансовых ресурсов не появилось, просил бы коллег это учитывать", - указал он.
Еще одна задача – сохранение налоговой стабильности. "В рамках налоговой политики мы должны обеспечить стабильность работы всей системы, повышения ее привлекательности для инвесторов. Поэтому мы и отказались от целого ряда предложений, которые эту стабильность меняли", - пояснил Дмитрий Медведев, пишет Интерфакс.
Показатель в $40 за баррель выбран исходя из текущей ситуации и прогнозов финансовых аналитиков, так что правительство России готово выстраивать бюджет исходя даже из таких, не внушающих оптимизм, цифр. Об этом в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заявила профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина.
Эксперт напомнила, что на прошлой неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на заседании фракции "Единой России", обратила внимание на наличие у руководства страны финансово-экономических инструментов, которые помогут российской экономике выдержать и показатель в $25 за баррель. "В общем виде речь идет о сдерживании инфляции, работе с ключевой ставкой, сокращении и стабилизации бюджетных расходов на уровне федерального бюджета", - пояснила Пронина.
Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС отметила, что цена на нефть - это только один из макропоказателей, а есть и другие, не менее важные. "Так, надо будет смотреть на инфляцию. На этот год, по прогнозам, она составит 6,6%. На 2017 год планируется 4%, но боюсь, что этого не получится, может быть, удастся добиться такого показателя на протяжении следующей трехлетки", - уточнила она.
"Свою роль здесь должна сыграть и стабилизация доходов-расходов на основании нового бюджетного правила, которое Минфин намерен реализовывать до 2020 года. Самое главное - это стабилизация расходов, на нее можно влиять зафиксировав, например, на 16 трлн расходы, и не индексировать социальные выплаты, хотя это не очень популярная мера. А влиять на доходную часть. налоговую, в том числе на доходы, которые связаны с нефтегазовыми доходами, здесь не так уж и повлияешь, потому что это дело политики, это санкции, и так далее. На доходы влиять немножко сложнее, так как предложения о повышении налогового бремени - введение прогрессивной ставки НДФЛ, повышение НДС до 17-20% - не находят широкой поддержки. Впрочем, это ожидаемо, учитывая социальный аспект вопроса", - уточнила Пронина.
По ее словам, не стоит забывать и о геополитическом факторе, так как санкции "очень сильно влияют на нашу экономику, в том числе и на формирование бюджета, и федерального, и региональных и муниципальных, которые от него зависят".
В случае же, если цена на нефть окажется выше закладываемой в бюджет сейчас, то излишки пойдут в бюджетные резервные фонды, пояснила профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС. "Это уже соответствует новому бюджетному правилу Минфина. А в дальнейшем за счет этих фондов будет пополняться дефицит бюджета", - пояснила эксперт.
"В целом вероятность исполнения бюджета напрямую зависит от его реалистичности", - заключила Людмила Пронина.