"Роснефть" распространила сегодня заявление о покупке 49% акций компании Petrocas Energy Limited у ее владельца Давида Якобашвили и создании совместного предприятия в области логистики и розничных продаж на Южном Кавказе. Как говорится в официальном пресс-релизе, сегодня были подписаны заключительные документы, регламентирующие как сделку купли-продажи, так и создание нового южно-кавказского СП. Сумма сделки не опубликована.
Отметим, что Petrocas Energy Group предоставляет полный набор услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов на Южном Кавказе, из Каспийского региона в Причерноморье и наоборот. Ей принадлежат нефтеналивные терминалы в грузинских портах Поти и Батуми, а также сеть автомобильных заправок в Азербайджане, Грузии, Армении и Казахстане. Один лишь потийский терминал способен переваливать до 8 млн т нефтепродуктов в год.
Через покупку Petrocas Energy, владеющей и управляющей активами по хранению в одном из ключевых логистических центров Южного Кавказа Закавказья, "Роснефть" существенно расширит свое присутствие в Закавказье, диверсифицируя маршруты нефтяного экспорта, а через СП с ней усилит участие в трейдинге нефтепродуктов на южно-кавказских и центрально-азиатских рынках.
Как пояснил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" вице-президент "Роснефти" Михаил Леонтьев, в первую очередь компания заинтересована именно в нефтяном терминале в Поти. "В целом у Petrocas имеются чисто коммерческие преимущества, в частности, ее нефтяная инфраструктура. Главный наш интерес – нефтяной терминал в Поти, который является, по сути, безальтернативной точкой перевалки для выполнения наших контрактов партнерами из Закавказья и, в конечном итоге, из Центральной Азии", - сообщил он.
По словам Леонтьева, в первую очередь в рамках работы совместного предприятия "Роснефть" заинтересована в транспортировке своих грузов через Южный Кавказ. "Плюс розничная торговля, плюс монетизация нашей нефти, это самое интересное, конечно. У нас, кроме всего прочего, существуют обязательства исполнителя межправсоглашения с Арменией – как вы понимаете, наиболее уверенный маршрут поставок нефти в Армению проходит через нефтеналивный терминал в порту Поти", - рассказал вице-президент "Роснефти".
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" глава бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, такая сделка прежде всего - в интересах самой компании. "В реальности, если посмотреть на рынок нефтепродуктов в Армении, потребление там автомобильного топлива с каждым годом уменьшается вместо того, чтобы расти. И происходит это только по одной причине: с каждым годом там увеличивается потребление сжиженного газа, потому что из-за дороговизны дизельного топлива и автомобильного бензина фактически весь транспорт в стране работает на газе. Так что вряд ли стоит ожидать от Армении в ближайшей перспективе роста потребления нефтепродуктов. Что касается логистики в самой Грузии, то вся она сегодня зависит от азербайджанских поставок", - пояснил эксперт.
Данная сделка еще может быть связана с тем, что она открывает возможности для каких-то будущих проектов "Роснефти" на Южном Кавказе, - предположил глава бакинского Центра нефтяных исследований. "Второе, что можно ожидать – "Роснефть" все-таки государственная компания, и с ее стороны это может быть и жестом для Грузии со стороны России. Кроме того, возможно, что таким образом "Роснефть" получает выход на армянский рынок, а для России это очень важно, так как необходимо обеспечить свою военную базу в Гюмри горючим и нефтяными продуктами", - отметил Шабан.
"Армения покрывает свои потребности в нефтепродуктах поставками из Ирана. Но сегодня страна начинает вхождение в ТС. С учетом этого обстоятельства и того, что Россия также расширяется на Черном море, помимо этого, ей необходимо обеспечивать свою военную базу, - все это в совокупности и повлияло на решение "Роснефти" быть представленной на Южном Кавказе", - резюмировал эксперт.