Россия должна приступить к индустриальной реконкисте, одной из задач которой станет возвращение на рынок внутренних авиаперевозок, где на сегодняшний день 80% дальнемагистральных перелетов проводятся на зарубежных самолетах. С таким заявлением выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин на Владимирском экономическом форуме.
"Мы за последние 20 лет потеряли очень многое, мы открылись и потеряли национальные рынки, скажем, авиастроения: сегодня до 80% всех перевозок дальнемагистральных осуществляются Airbus и Boeing, а на региональных линиях - это 37% за нами (за самолетами российского производства). Сейчас мы должны отвоевать (внутренний рынок) обратно", - приводит его слова РИА Новости.
"Сейчас должна начаться индустриальная реконкиста, и она должна выстраиваться исключительно на принципе национального эгоизма нашей страны, которая должна отвоевать внутренний рынок", - указал Рогозин.
Вице-премьер уточнил, что, прежде чем думать о выведении российской продукции на внешний рынок, необходимо вернуть себе внутренний. Приобретая же иностранное оборудование, надо выдвигать ответные условия. "Давайте будем это завозить при условии, что они получат возможность освоения рынка только тогда, когда они будут создавать здесь свои предприятия и совместные предприятия, локализовывать производство, причем не на 5%", - предложил Рогозин.
Председатель правления Национальной валютной организации Дмитрий Пискулов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" пояснил, что Дмитрий Рогозин в своем выступлении в иных словах высказался в пользу масштабного импортозамещения в промышленности. "Напомню, что мы участвуем в международном разделении труда в форме внешней торговли, благодаря которой страны обмениваются товарами, произведенными на своей территории, при сравнительно более низких издержках, на иностранные, благодаря чему увеличивается общественное благ всех участвующих во внешней торговле государств", - заметил эксперт.
"Суть в словах Рогозина в том, что производство товаров и обрабатывающая промышленность утеряны, так как доходы идут, в основном, за счет экспорта сырых товаров, энергоносителей и металлов, в меньшей степени технологии или готовой продукции. К сожалению, нам не хватает обрабатывающей промышленности, которая является основой для того, чтобы развивать современное машиностроение – недостаток в токарях, фрезеровщиках, чертежниках, людях рабочих специальностей и инженеров, которые могли бы участвовать в создании продуктов высокой добавленной стоимости, а не только сырьевых товаров, которые просто качаются и продаются", - подчеркнул Пискулов.
По его оценке, эта "реконкиста" растянется на 10-15 лет. "Я думаю, что это очень не быстрый процесс. Конечно, сейчас еще есть старые кадры, которые уже практически выходят на пенсию, но это в более-менее давно существующих отраслях, а вот по специальностям, связанным с IT, компьютерными технологиями, у нас просто нет нужного числа специалистов. При этом уже существуют хорошие обучающие центры и высшее образование в целом. Должна быть государственная программа, по которой индустриальное импортозамещение будет осуществляться под государственным контролем. Возможно, Рогозин именно это и имел в виду", - предположил эксперт.
Главный экономист "МТС-Банка" Евгений Надоршин обратил внимание на тот факт, что импортозамещение не должно быть самоцелью. "Кроме оборудования есть еще компоненты, из которых собирается конечная продукция, и здесь не стоит полностью отказываться от иностранных закупок, так как мировая практика показала, что это не ведет к улучшению состояния экономики. Обычно попытка произвести все своими силами заканчивается тем, что ряд компонентов производится крайне неэффективными, к тому же, развитие ряда локальных направлений может быть неоправданным зачастую намного дешевле и выгоднее ввозить те или иные компоненты, чем производить. То есть перевести на национальное производство часть того, что мы импортируем, будет слишком дорого, долго и результат не окупится", - предупредил Надоршин.
Государственная политика в этом направлении, по его словам, должна быть последовательной, внимательной в деталях и точечной. "Необходимы долгосрочные планы, потому что за один год невозможно полноценно развить производство в секторах, где подчас практически ничего, способного заменить импортные компоненты, нет. Необходимы поддерживающие государственные программы, ясные и реализуемые независимо от внешнеполитической и экономической ситуации. Пока у нас проблемы с промышленной политикой как таковой, направленной на соответствующую реализацию национальных целей и задач", - констатировал главный экономист "МТС-Банка".