Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что на предстоящей встрече 22 ноября в Сочи трехсторонней встрече лидеров РФ, Турции и Ирана Владимира Путина, Реджепа Тайипа Эрдогана и Хасана Рухани будут обсуждаться все аспекты сирийского урегулирования.
"Это же страны-гаранты, вот они и будут обсуждать сирийское урегулирование", - отметил он.
Представитель Кремля обратил внимание на то, что встреча 13 ноября Путина и Эрдогана в Сочи и предстоящие переговоры - разные вещи. "Сейчас речь идет о трехстороннем формате", - цитирует его ТАСС. Песков подчеркнул, что именно эти страны - Россия, Иран и Турция - являются гарантами того процесса политического урегулирования и обеспечения стабильности и безопасности в Сирии, который сейчас наблюдается.
Ранее в пресс-службе Кремля сообщили, что на переговорах в Сочи стороны обменяются мнениями по вопросу урегулирования кризиса в Сирии, в том числе, с учетом совместной результативной работы в астанинском формате. "На фоне достигнутых успехов в борьбе с терроризмом и заметного снижения уровня насилия в Сирии планируется обсудить дальнейшие шаги по обеспечению долгосрочной нормализации обстановки в этой стране", - отметили в Кремле.
Как ожидается, для подготовки саммита министры иностранных дел России, Турции и Ирана Сергей Лавров, Мевлют Чавушоглу и Мохаммад Джавад Зариф проведут встречу в Анталье в конце этой недели. Глава МИД Турции заявил, что благодаря начатому в Астане процессу удалось добиться серьезных результатов, перемирие в Сирии в основном соблюдается, сообщает РИА Новости. Теперь, по его словам, нужно сосредоточиться на политической стабильности.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на то, что на данный момент вопрос о послевоенном устройстве Сирии остается открытым, хотя война близка к завершению. "Этот вопрос может решаться на основе нахождения некоего нового равновесия между региональными державами, такими как Турция и Иран, и внешними центрами силы, такими как Россия", - пояснил он.
По словам эксперта, политический диалог Россия-Турция-Иран сыграл важную роль в борьбе с запрещенной в России террористической группировкой ИГИЛ в последний период, после взятия Мосула, который прошел в достаточно активной и наступательной манере. "Он во многом создал возможность для окончательного разгрома ИГИЛ и других группировок. Без договоренностей с той же Турцией это было бы либо невозможно, либо существенно сложнее", - отметил президент Института национальной стратегии.
Он добавил, что повестка трехсторонней встречи будет очень насыщенной. "В первую очередь, речь пойдет о том, во что будут трансформироваться зоны контроля, как будет устроена власть в Сирии, возможно ли и как обеспечить территориальную целостность республики, послевоенное конституционное устройство. Безусловно, тема будущего Башара Асада тоже не снята с повестки дня, потому что даже внутри победившей общественной сирийской коалиции он не является объединяющей фигурой. Так что тем много: это и территориальное устройство, и политический режим. И пока вопросов гораздо больше, чем ответов", - заключил Михаил Ремизов.
Политолог Хакан Аксай подчеркнул, что трехсторонний формат Россия-Турция-Иран неплохо показал себя, даже несмотря на постоянно возникавшие противоречия.
"Потому что у каждого игрока есть свои амбиции. Иран ведет себя сейчас более воинственно, он не всегда склонен к мирному разрешению сирийского кризиса, а хочет воевать до победного конца. У Турции свои амбиции: она хочет и играть большую роль в регионе, и настроена против курдов. Россия как главная сила хочет успокоить эти две державы и направить их в сторону мирного разрешения сирийского кризиса и в свою пользу, и в пользу сирийского президента Асада", - пояснил эксперт.
По его словам, такая трехсторонняя встреча чрезвычайно важна именно сейчас, когда очень много говорят о конце сирийского кризиса, о конце войны. Аксай обратил внимание на то, что президенты России, Турции и Ирана впервые встречаются в такого рода трехстороннем формате.
Комментируя конкретную повестку, политолог выразил мнение, что лидеры России, Ирана и Турции будут обсуждать ситуацию в Идлибе, в зонах безопасности, а также вопрос о том, какие позиции будут занимать разные силы, в том числе и этнические и религиозные силы Сирии, в процессе окончательного установления мира. "Видимо, Россия пытается консолидировать Иран и Турцию и уговорить лидеров этих двух стран, чтобы в Сирии полностью восстановилась власть Башара Асада. Очень важно, чтобы рано или поздно появилась какая-то инициатива о примирении лидеров Турции и Сирии, Эрдогана и Асада. Потому что лидером Сирии, то есть территории, за которую война ведется уже очень много лет, станет Асад, при поддержке России. А Турция, чтобы не оказаться вне игры, должна каким-то образом восстановить дипломатические отношения с сирийским руководством", - заключил Хакан Аксай.
Старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин в беседе с нашим корреспондентом также отметил, что Сирия будет главной и пожалуй даже единственной темой обсуждения. "Здесь, я думаю, два направления. Первое - это решить те проблемы, которые существуют внутри этого треугольника. Потому что все-таки Москва, Тегеран и Анкара имеют разные взгляды на ситуацию в Сирии, и самое главное - на будущее страны. Надо привести к общему знаменателю эти взгляды. Что касается проблем, выходящих за интересы треугольника, конечно, Россия, Турция и Иран должны создать общую позицию для диалога с оппонентами. Потому что ясно, что взгляды этой тройки, даже если они будут согласованы по многим вопросам, все же расходятся с позицией многих стран, многих участников сирийского конфликта, многих игроков на сирийском поле. Я имею в виду, прежде всего, конечно, США, Саудовскую Аравию, Израиль, курдов и другие страны Персидского залива, кроме Саудовской Аравии, и, конечно, внутрисирийскую оппозицию, противостоящую Башару Асаду. Вопрос будет стоять о том, какая Сирия будет после победы над запрещенным в России террористическим движением ИГИЛ, что, в общем-то, произойдет, я думаю, совсем скоро. Однако все должны учитывать, что разгромить его официально еще не значит, что в стране да и вообще в регионе будет покончено с терроризмом. Это надо учитывать", - поведал политолог, добавив, что вопрос о будущем Сирии стоит сейчас особенно остро, поскольку участников этих процессов много, и каждый из них имеет свои взгляды, свои интересы в будущей Сирии.
Рассказывая о том, насколько эффективным показал себя формат РФ-Турция-Иран для победы над ИГИЛ и урегулирования сирийского кризиса, старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН отметил, что в целом формат достойный. "Есть определенные достижения - хотя бы взять создание, формирование зон деэскалации. Это очень важная вещь. Поскольку за созданием этих зон последовало прекращение огня, перестали гибнуть люди. Это уже положительный момент. И, безусловно, несмотря на все расхождения, которые имеют все участники этого треугольника, это был положительный процесс, начатый в Астане. Я думаю, сейчас уже в Сочи будут уже конкретизированы многие вопросы в новом витке развития ситуации в Сирии. Я имею в виду, что в Сирии наступает новый этап уже борьбы за будущее страны - без ИГИЛ. Но, как я понимаю, жесткость, напряженность этой борьбы нисколько не уменьшится. Потому что, повторяю, у всех участников, у всех игроков на сирийском поле слишком разные интересы в отношении будущего Сирии. И соответственно, предстоит огромная работа в этом плане", - отметил эксперт.
Что касается окончательного решения сирийской проблемы, политолог выразил сомнения в его принятии в ближайшее время. "Я не вижу на горизонте Женеву. Окончательное политическое решение, окончательное, бесповоротное решение сирийской проблемы в Женеве, но мне кажется, путь до нее еще очень и очень тернист и далек. Но то, что ведутся переговоры в разных форматах, и Россия и США договорились о совместном заявлении, которое было опубликовано во время встречи президента Трампа с Владимиром Путиным - это все положительные шаги. Пока еще слишком глубоки противоречия даже у тех стран, которые вроде бы находятся по одну сторону баррикад. Это касается не только треугольника Москва-Тегеран-Анкара, но это касается и союзников по другую сторону баррикад. Там тоже очень большие противоречия. Это такой клубок противоречий, который в ближайшее время распутать будет трудно. И все-таки несмотря на то, что и Россия, и США, и Турция, и Иран, и Саудовская Аравия, да и все страны, задействованные в этом кризисе, совершенно откровенно заявляют, что они видят будущее Сирии как единого суверенного государства, я честно говоря, пока этого не вижу. Мне кажется - Сирии уготовлена очень трудная судьба, и я глубоко сомневаюсь, что та Сирия, которая была до 2011 года как государство, сохранится", - подытожил Владимир Сажин.