Состоявшийся накануне в Вене саммит стран-участниц ОПЕК, крупнейшей международной организации экспортеров нефти, ознаменовался конфликтом: решением Организации квота на ежедневную добычу нефти оставлена прежней - 30 млн баррелей - без учета облегчения санкций против Ирана, которое позволит Исламской республики увеличить свою нефтедобычу. В ответ глава Миннефти Ирана Биджан Намдар Зангане заявил, что добыча нефти будет увеличена в любом случае, независимо от того, как это повлияет на мировой рынок, "даже если цены на нефть упадут до $20".
В связи с этим "Вестник Кавказа" попросил директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова рассказать о том, как в действительности этот конфликт интересов скажется на ценах на нефть в мировых масштабах. Эксперт заверил, что ожидать катастрофы не приходится, и за рамки ОПЕК эта ситуация не выйдет.
"Ситуация простая. Иран ушел с рынка в свое время, и это пространство заняли другие производители ОПЕК, прежде всего, Саудовская Аравия. Скажем, Россия не нарастила с тех пор нефтедобычу, и формально место Ирана не заняла, это сделали именно его же партнеры по Организации. В этом плане Иран, может быть, в грубоватой форме, но, фактически, просит вернуть ему то, что у него было раньше. Как бы, "ребята, подержали и верните". Так что это зона ответственности исключительно других стран ОПЕК", - пояснил Симонов.
Эксперт выразил мнение, что в этом внутреннем конфликте участники ОПЕК смогут разобраться сами и урегулировать вопрос без каких-либо глобальных изменений на мировом рынке. "Никто в ОПЕК не хочет сейчас снижения цен, тем более в ситуации, когда Соединенные Штаты наращивают добычу сланцевой нефти (а Штаты с ОПЕК, естественно, разговаривать вообще ни о чем не собираются). Россия, разумеется, из-за их разногласий ограничивать свою добычу искусственно тоже не будет. Поэтому мой прогноз, что саудитам придется спрятать всю их ненависть к Ирану и каким-то образом потесниться. Я не думаю, что арабы сейчас начнут играть на то, чтобы цены пошли вниз", - заявил Симонов.
Эксперт добавил, что даже если договориться не удастся и Иран увеличит добычу нефти сверх квоты на ОПЕК, обещанных Зангане $20 за баррель не будет. "Очень много зависит от того, как будет себя чувствовать мировая экономика. Если экономика будет идти вверх, то потихоньку новые объемы иранской нефти будут рынком перевариваться. Поэтому мне лично кажется, что все-таки здесь благоразумие проявит Саудовская Аравия. В целом никто не заинтересован в том, чтобы рынок искусственно валить, а аргументы у Ирана есть, ведь он, фактически, говорит не об увеличении добычи, а только о возвращении тех объемов, которые добывал раньше, восстановлении статус-кво до санкций", - резюмировал Константин Симонов.