На этой неделе в сети разгорелся скандал вокруг опубликованного ранее видео журналистки Нарине Киракосян, где демонстрируются руины мусульманского кладбища в Араратской области Армении, неподалеку от Веди и Хосровского заповедника. Киракосян приехала в эту область для съемок репортажа о фонде охраны дикой природы и культурных ценностей и была возмущена тем, что сотрудники фонда держат старое кладбище в разрушенном состоянии.
"Если это фонд сохранения культурного наследия и природы, то по какому праву уничтожается кладбище, если даже курды или турки здесь не живут? Вот такое дело международного уровня – это варварство, однозначно. Курды ушли, а кладбище разрушается. Почему разрушены эти кладбища?" - обратилась она к сотрудникам фонда, но те велели ей остановить съемку.
Таким образом, было продемонстрировано еще одно доказательство продолжения в Армении политики войны с прошлым, политики истребления неармянских памятников культуры. Формально в стране сменился режим, клан ультранационалистов, развязавших нагорно-карабахский конфликт, был отстранен от власти, однако официальный Ереван и по сей день занят уничтожением любых следов других народов на территории Армении и на оккупированных землях Азербайджана.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, подобная государственная политика может заслуживать только осуждения. "С гуманитарной и человеческой точки зрения факт вопиющий, так что хотелось бы услышать реакцию на это событие со стороны нового правительства Армении во главе с Николом Пашиняном. Армения как страна, которая заявляет о приверженности гуманитарным ценностям, должна, по крайней мере, соблюдать их на практике, а не только на словах", - подчеркнул он.
"В оккупированных районах Азербайджана тоже все полностью разграблено, растащено, уничтожено – и объекты культурного наследия, и мечети, и города приведены в плачевное состояние, ведь по ним работала тяжелая артиллерия. Мы должны комплексно говорить, в том числе, о том, что происходит в тех семи районах Азербайджана, которые оккупированы Арменией за пределами Карабаха, о том, какова там гуманитарная ситуация с имуществом, городами и памятниками культуры. Этот вопрос, на мой взгляд, заслуживает реакции международной экспертной общественности", - призвал Игорь Коротченко.
Главный редактор "Национальной обороны" заявил, что проблему сохранения мусульманских памятников и кладбищ в Армении и на оккупированных территориях необходимо решать на уровне ООН и ЮНЕСКО. "Необходимо обращение к ЮНЕСКО, чтобы специальная комиссия организации приехала и обследовала состояние объектов и памятников культуры, мусульманских кладбищ. Мы должны понимать, что действия против какой-либо религии либо представителей этой религии, либо памятников, представляющих храмовые сооружения этой религии, являются недопустимыми. Безотносительно того, кто и где это делает, эти действий надо пресекать, чтобы не создавать почву для конфликтов в будущем", - заключил Игорь Коротченко.
Депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков, в свою очередь, напомнил, что истребление иных культур в Армении проводится издавна и повсеместно. "В Армении стремятся стереть все культурные следы других народов, включая топонимы. Если взять карту генерального штаба России XIX века, то у всех гор, рек, городов и поселков на территории нынешней Армении тюркские и азербайджанские названия – но все это было изменено. Велось и ведется систематическое уничтожение следов мусульманских культур, начиная с ханского дворца в Ереване, который был полностью снесен. Все, что было сопряжено с историческим периодом тюркского присутствия на этой территории, ликвидируется", - указал он.
"Точно так же уничтожались и все азербайджанские, и курдские мусульманские памятники, включая и кладбища, об одном из которых сделан этот репортаж. С одной стороны, это делается из желания пустить в оборот землю, на которой стоят эти кладбища, с другой стороны, преследуется цель полного стирания всех следов исторического доминирования мусульман и тюрков на территории нынешней Армении. И это заброшенное, разрушенное кладбище – лишь один небольшой эпизод этой глобальной кампании, которая ведется на протяжении уже целого столетия", - добавил Расим Мусабеков.
Эксперт с сожалением отметил, что разрушение исторической памяти дошло до того уровня, когда реконструировать многие памятники оказывается невозможно. "Все самые значимые культурные объекты, начиная с дворца Сардара в Ереване, крепостных стен, большинства мечетей, среди которых были здания с 500-летней, 800-летней и тысячелетней историей, уничтожены. В Армении на сегодняшний день нет мусульман, заниматься сохранением кладбищ некому, ведь все, включая курдов-мусульман, были изгнаны вместе с азербайджанцами. Поэтому можно лишь говорить о международной реакции, которая могла бы как-то воззвать к совести разрушителей. Увы, Армения - страна моноэтничная, закрытая, и когда какой-нибудь честный армянский журналист возвышает по этому поводу голос, к сожалению, он оказывается большим исключением", - резюмировал он.