"Сложно и медленно" – такими словами охарактеризовали сегодня переговорный процесс по закрытию иранского ядерного досье и иранская делегация, и "шестерка" международных посредников. Так Сеид Аббас Аракчи, замглавы МИД Ирана по международным и правовым вопросам, заметив, что атмосфера на переговорах в Вене сложилась хорошая и конструктивная, признался, что работа по составлению всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе продвигается с большим трудом.
Источник в американской делегации пояснил, что сложное и медленное течение дискуссий в этом раунде переговоров определяется тем, что Тегерану надлежит принять ряд непростых решений. "У нас по-прежнему остаются серьезные расхождения в позициях, и мы обеспокоены отсутствием прогресса, поскольку времени остается все меньше", - сказал американский дипломат.
О проблемах четвертого раунда ранее говорил и присутствующий на переговорах замглавы МИД России Сергея Рябков, сообщивший, что "было несколько серьезных попыток переключиться на практическую работу по составлению проекта", но они не увенчались успехом. Тем не менее, российский дипломат выразил надежду на то, что "структура документа, его композиция, его составляющие части, в конечном счете, будут совмещены, то есть мы получим некую общую матрицу".
По мнению зампреда правления Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александра Кузнецова, вина в замедлении переговоров лежит на США. "Изначально это политическая воля и стратегия США, которые добиваются всемерного ослабления Ирана, и которым, в общем-то, нужно не урегулирование проблемы, а ее пролонгация и затягивание экономических санкций, которые продолжают наносить существенный вред иранской экономике. Так что тут, по-моему, все достаточно логично", - сказал Кузнецов.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт по проблемам Ирана Владимир Сажин, в свою очередь, пояснил, что во всеобъемлющем соглашении "каждая запятая имеет решающий вес", поэтому торможение переговоров именно на стадии выработки документа, о котором заявили обе стороны, вполне естественно. "Итоговый документ – непростая задача, закрытие иранского ядерного досье сложно оформить словами, чтобы не было претензий ни у кого. Но я в этом плане довольно оптимистичен, потому что, действительно, у Ирана и Запада нет другого пути, кроме как договариваться", - уверен Сажин.
Также эксперт заметил, что противники разрядки напряженности вокруг иранской ядерной программы есть не только в Вашингтоне, но и в Тегеране. "Это, в основном, политические противники президента Хасана Рухани, условно сторонники Ахмадинеджада, часть радикального духовенства и, конечно, КСИР, который курирует многие отрасли иранской экономики, в том числе ядерную. На самом деле, изоляция выгодна определенной группе иранских политиков и финансистов, так как при этом через них идет масса денежных средств. Но я думаю, что те прагматичные силы, которые есть и в США, и в Исламской республике, сделают все возможное, чтобы достичь соглашения", - заключил Владимир Сажин.
Напомним, что переговоры, начатые 14 мая в Венской штаб-квартире ООН под руководством министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, вступили в стадию написания текста итогового соглашения.