Физический баланс меду спросом и предложением на мировом нефтяном рынке сейчас близок к равновесию, - заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" доцент ВШКУ РАНХиГС Иван Капитонов и доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов, при этом оба эксперта предупредили, что теперь влияние на нефтяные цены вернется в руки спекулянтов.
Напомним, что сегодня цены на нефть продолжили свой рост, марка Brent вновь перевалила за $50 за баррель, достигнув отметки в $50,72, а марка WTI доходила до $49,85. По оценкам аналитиков, это произошло после публикации позитивного прогноза председателя департамента экономического развития Абу-Даби Али Маджида аль Мансури, подчеркнувшего, что рынок нефти активно восстанавливается, благодаря чему цены уже в этом году смогут достичь $60 за баррель.
На фактическое наличие баланса между спросом и предложением на физическом уроне в первую очередь указал Иван Капитонов. "В настоящее время мы можем сказать, что, так или иначе, физический рынок стабилизировался. Однако в то же время мы видим колебания ценовой конъюнктуры они объясняются информационными факторами. Так, после провальных переговоров в Дохе был целый ряд позитивных сообщений: некоторую дезинформацию со стороны американцев, в частности, агентство Bloomberg неправильно предоставило информацию о запасах в США, затем реальную информацию о забастовках рабочих в Кувейте, когда добыча сократилась на 1 млн баррелей в сутки, что было преподнесено американскими агентствами как тот самый фактор, который должен толкать рынок вверх", - привел примеры эксперт.
Аналогично спекулянты использовали и используют сейчас и другие события как способ поднять нефтяные котировки. "В частности, череда событий, связанных с пожарами в Альберте - физически добыча упала на 1 млн баррелей в сутки, однако там была тяжелая нефть, которая и так тяжело продавалась при столь низких ценах. Напомню, что именно в Канаде был случай продажи за отрицательную стоимость, когда добытчик приплатил, чтобы нефть вывезли. Серьезно на физический рынок нефти эти пожары повлиять не могли, тем более что Саудовская Аравия неоднократно заявляла, что готова легко нарастить нефтедобычу еще на 1 млн баррелей в сутки. Поэтому все, что мы сейчас с вами видим, это и финансовые игры, и последствия тех финансовых игр, которые ведутся на рынке", - предупредил он.
Иван Капитонов сомневается в том, что нефти удастся подняться далеко за $50 за баррель. "Будет ли стабильной цена выше $50 за баррель - большой вопрос, ведь основная цель, которую заявляют Саудовская Аравия и страны ОПЕК - вытеснить США из нефтедобычи, пока не была достигнута: нет оснований говорить о том, что в США произошли массовые разорения нефтедобывающих компаний. Предполагаю, что в ближайшее время будет очередной скачок вниз, и достаточно серьезный, с коррекцией в пределах $5-10 за баррель в связи с ответными действиями Саудовской Аравии и партнеров", - ожидает доцент ВШКУ РАНХиГС.
Сергей Хестанов, в свою очередь, прогнозирует подлинную стабилизацию рынка только в ноябре-декабре 2016 года. "Многие решения о сворачивании или, наоборот, форсировании проектов в странах, где в районах нефтедобычи зимой бывают низкие температуры, предпочитают принимать тогда, когда температура еще высокая. Поэтому, скорее всего, к ноябрю-декабрю 2016 года уже будет более понятно, на каком уровне закрепится рынок нефти", - пояснил он.
При этом то, что мы наблюдаем сейчас, может оказаться лишь обманчивым спокойствием на рынке. "С одной стороны, цена на нефть действительно выросла и преодолела отметку в $50 за баррель, но с другой стороны, я бы не торопился делать далеко идущие выводы, ведь рынок нефти уже неоднократно преподносил нам сюрпризы. Несмотря на позитивную тенденцию, пока рано говорить о ее устойчивости: нет уверенности, что высокие цены сохранятся надолго и цена продолжит расти. Тем не менее, с точки зрения текущей ситуации, естественно, рост нефтяных цен это позитивный фактор, так что с точки зрения воздействия на российскую экономику этот фактор можно только приветствовать", - подчеркнул эксперт.
В настоящее время на восстановление рынка позитивно воздействует экономическая нецелесообразность разработки тех проектов, которые в свое время, почти два года назад, дестабилизировали ситуацию. "Ни для кого не секрет, что часть проектов, которые и обрушили цены, имеет достаточно высокую себестоимость. Соответственно, по мере того, как цены падали ниже себестоимости проектов, они постепенно закрывались, производство на них снижалось. Это снижение производства на проектах с высокой себестоимостью и привело к тому, что избыток предложения на рынке снизился, а цены, соответственно, подросли. Саудовская Аравия, отказываясь сокращать добычу, уповала именно на этот процесс, говоря, что рынок так или иначе сам все отрегулирует. В какой-то мере этот прогноз сбылся, хотя и медленнее, чем этого хотелось бы участникам рынка", - отметил Сергей Хестанов.
"Сейчас рынок довольно болезненно приспосабливается к новым ценовым реалиям. Один из главных факторов, влияющих на цены экономический рост в Китае. Да, Китай растет, но темпы его экономического роста снижаются, а часть экспертов подвергает сомнению достоверность китайской экономической статистики. Поэтому, если экономический рост в Китае окажется ниже, чем предполагают эксперты, это может оказаться ключевой причиной нового обрушения нефтяных цен", - заключил доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС.