В межнациональном плане в России в сравнении со всем остальным миром, несмотря на внутреннее недовольство, на самом деле сохраняются гармоничные и равновесные отношения традиция, оставшаяся ещё с дохристианских времён, когда дружины состояли из представителей разных народов, заявила "Вестнику Кавказа" президент Парижского института демократии и сотрудничества Наталия Нарочницкая. "Это серьёзный фактор, константа российской жизни, что у нас большие мусульманские народы, которые являются нашими собратьями, согражданами", - сказала она.
"На самом деле у всех исламских экстремистов во всем мире, на протяжении всей истории всегда был неисламский дирижёр, который направлял их экстремизм в нужную геополитическую сторону. То же самое у нас и на Северном Кавказе происходит. Я могу проследить со времен кавказских войн, сколько эмиссаров из Британии работало с Шамилем и во время Крымской войны, и особенно после окончания кавказских войн, как мечтали британские парламентарии времен ещё Парижского мира по итогам Крымской войны отторгнуть весь Кавказ, чтобы граница проходила севернее Терека. И почему англичане оккупировали всю дорогу от Баку до Батуми в 1918 году, и Бальфур сказал: "Единственное, что меня волнует, это железная дорога, по которой идёт нефть, а аборигены пусть хоть разорвут друг друга на куски, мне всё равно". Британскую шхуну "Виксен", выгружающую оружие для черкесов, застигли в Черном море в 1835, по-моему, году. И был скандал, и Лондон приносил извинения даже", - напомнила Нарочницкая ряд исторических фактов, добавив, что на сегодняшний день не изменилось ничего.
"Кому-то это очень выгодно. Причём никому не нужна какая-нибудь независимая Ичкерия, а именно дестабилизация Кавказа. Через неё - Ставрополье, Краснодарский край, то есть дестабилизация российского присутствия на Чёрном море, в этом важнейшем коммуникационном регионе. Вокруг Чёрного моря на протяжении всех веков велись войны, и господином мира мог бы стать только тот, кто бы все побережья контролировал. И ничего не меняется. Поэтому увы, к сожалению, в нашей России, где мирно существовали и горцы, и русские, и, кстати, добровольно присягали на верность и чеченцы, и ингуши еще в 17 и 18 веке, все кавказские войны, даже если и были какие-то предпосылки частного характера, взрывались только из-за того, что обязательно был большой международный аспект", - высказала свою позицию в этом вопросе президент Парижского института демократии и сотрудничества.
"Сейчас это конкуренция великих держав, геоэкономика, борьба вокруг трубопроводов. Остаётся только ценить и дорожить той стабильностью, тем равновесием и тем опытом исторического сотрудничества, побратимства, которое, в общем-то, Россию всегда отличало во всех самых страшных испытаниях на войнах с внешним врагом российские народы оказывались вместе. И герои были и кавказцы, до Берлина дошедшие, и везде. Это факт, от которого никуда не уйдёшь. Значит, наши предки в минуту подлинной опасности осознавали самое главное, важное, что вместе нам заповедано быть, и тогда мы сильнее, независимее и сохраняем свою государственность", - резюмировала Наталия Нарочницкая.