Вестник Кавказа

НКО Чечни и Ингушетии не боятся проверок на экстремистскую деятельность

Некоммерческие организации Чечни и Ингушетии, финансируемые из-за рубежа, не боятся проверок надзорных ведомств по расходу денежных средств и отвергают подозрения в пособничестве экстремизму, сообщили РИА Новости опрошенные представители организаций и правозащитники.

Генпрокуратура в понедельник попросила российское министерство юстиции проверить, на что некоммерческие организации Чечни и Ингушетии тратят деньги, полученные из-за рубежа, чтобы исключить экстремистскую деятельность в организациях. Минюст, в свою очередь, признал, что не обладает полными данными о финансовых операциях НКО.

"В принципе, можно проверить и источники, это не повредит. В Чечне деятельность любых организаций, в том числе и некоммерческих, до максимума доведена до прозрачности. Да и уделялось в этом регионе НКО всегда особое внимание, порой даже предвзятое", - сказал представитель НКО, работающей в Чечне. По его словам, за последние несколько лет проверки значительно участились и касаются финансовых расходов, исполнения и качества работы организации.

"Как правило, зарубежные грантодатели дают деньги на проекты, нацеленные на предотвращение коррупции, на развитие малого бизнеса, на правовую защиту населения", - сказал собеседник.

Он также отметил, что не все организации работают из благих побуждений.

"Ряд организаций, возможно, только на первый взгляд могут работать в благих целях, а внутри скрывают более стратегические интересы. Но опять же, сомневаюсь, что таковые в Чечне есть", - отметил собеседник.

По словам руководителя некоммерческой организации в Ингушетии "Машр" Магомеда Муцольгова, власти и правоохранители должны сами в первую очередь раскрывать свои доходы и расходы.

"Мы тратим свои средства на бесплатную юридическую помощь, но из-за рубежа не финансируемся, пусть лучше сами власти и правоохранители рассказывают, куда они тратят свои деньги, это будет больше интересно людям, к ним же нет претензий и подозрений, если они деньги хранят за рубежом", - сказал Муцольгов.

Уполномоченный по правам человека в Ингушетии Жабраил Оздоев сообщил агентству, что на территории республики нет религиозных организаций, финансируемых из-за рубежа. "Здесь организации в основном занимаются бесплатной юридической помощью, предоставляют адвокатов, выпускают брошюры, они должны расходовать свои средства по уставу организации", - сказал Оздоев.

Так, например, общественная организация "Мемориал" в Ингушетии в основном расходует средства на помощь переселенцам и беженцам, а также родственникам граждан, подозреваемых в участии в незаконных вооруженных формированиях.

"Все расходы контролирует главный московский офис, лично мы тратим деньги на содержание офиса, юридическую помощь беженцам и переселенцам, помогаем родственникам подозреваемых в участии в НВФ установить их место пребывания после их задержания", - сказал РИА Новости представитель организации.

По словам сотрудника Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу, их структура может проверить НКО, но только по просьбе правоохранительных органов. При этом он не уточнил, поступали ли таковые.

В аппарате полпреда президента РФ в округе РИА Новости рассказали, что финансовые операции НКО не контролируются.

Источник во властных структурах Ставропольского края, занимающийся национальной политикой, пояснил РИА Новости, что экстремистские организации работают по трем направлениям.

"На первой ступени организации занимаются просто просветительской религиозной деятельностью, организации второй категории, апеллируя к народу, возбуждают протестные настроения, а третьи уже выводят людей на улицы", - сказал собеседник агентства.

По его словам, признать экстремисткой организацию может только суд, что достаточно сложно.
9645 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ