Международный олимпийский комитет внесет предложение о формировании новой, более прозрачной и независимой антидопинговой системы. Об этом сообщил глава комитета Томас Бах.
"Мы хотим, чтобы обманщики не участвовали в ОИ, чтобы они не чувствовали себя в безопасности, где бы не находились. МОК не несет никакой ответственности за эти области. За аккредитацию и деятельность антидопинговых лабораторий, за случаи возможной коррупции, чтобы скрыть допинг. У МОК нет полномочий объявить несоответствие кодексу WADA, проводить тесты за рамками ОИ. У нас нет полномочий прослеживать информацию по системе", - цитирует его РИА Новости.
"Нам необходимо провести полномасштабный пересмотр действий антидопинговой системы. Это было заявлено на олимпийском саммите и в решениях исполкома МОК. МОК призывает к более четкой антидопинговой системе - более прозрачной, независимой. МОК сделает предложение об этом на олимпийском саммите в октябре, а также на конференции WADA в 2017 году", - констатировал глава МОК.
Кроме того, Бах пояснил, что у российских атлетов отняли коллективное право на презумпцию невиновности, поскольку они должны быть наказаны за просчеты правительства страны. "Каждый человек имеет право на презумпцию невиновности. Но обвинения против России были такими серьезными, такими безапелляционными, что российские атлеты были лишены права на общую презумпцию невиновности и понесли коллективную ответственность. Они должны понести наказание за ошибки своего правительства в ситуации с допингом", - считает он.
При этом глава МОК обратил внимание, что не поддерживает требования отстранить российских атлетов от Олимпийских игр в Рио. "Многие призвали отстранить российских спортсменов задолго до того, как стали известны результаты комиссии Макларена. Полное отстранение Олимпийского комитета России (ОКР) некоторые называют "ядерной опцией", которая приведет к тому, что невиновные спортсмены будут нести наказание. Такая позиция выходит за все приемлемые рамки, когда речь идет о правилах спорта, такая "ядерная опция" несет за собой смерть и разрушение. Но олимпийское движение защищает не это, оно выступает за строительство лучшего будущего, поэтому инсинуации некоторых людей, которые призывают к "ядерной опции", не должны быть поддержаны, я их решительным образом отвергаю", - заявил Бах.
"Доклад Макларена не закончен, предстоит многое сделать. Нужно рассмотреть результаты Игр в Сочи, решить многие другие вопросы. Предстоит принять много "глазастых" решений", - предупредил он.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" бывший футболист сборной России и "Манчестер Юнайтед" Андрей Канчельскис отметил, что создание четкой, прозрачной, антидопинговой системы, которая будет независимо выполнять свою работу, руководствуясь спортивными принципами, является правильным решением. При этом он напомнил, что ранее в допинге уличали команды многих стран, однако их спортсменов не отстраняли от соревнований так массово. "Все-таки здесь было определенное давление", - пояснил он, добавив, что в этом вопросе сыграл свою роль и политический фактор.
В то же время экс-игрок национальной сборной подчеркнул, что в первую очередь новая антидопинговая система должна представить свою программу. По его словам, необходимо понять, каким образом будет вестись работа, как будет осуществляться допинг-контроль, какие препараты можно принимать, а какие – нет. "Этим должны заниматься квалифицированные люди", - заключил Канчельскис.
В свою очередь спортивный комментатор Николай Саприн указал на то, что не только российские спортсмены, но и представители других стран сходятся во мнении, что нынешняя антидопинговая система становится все более жесткой. По его словам, недовольство Всемирным антидопинговым агентством (WADA) растет и последней каплей в этом, наверное, стала история с олимпийской сборной России. "Полагаю, многие поддержат инициативу Томаха Баха. И тот факт, что это предложение озвучено до Олимпийских игр - это очень интересный ход. После Олимпиады это заявление было бы не так актуально и востребовано", - пояснил он.
При этом комментатор заметил, что WADA уже прокалывалась неоднократно. "После публикации в сети доклада Макларена из него постфактум исчезли восемь страниц. Полагаю, там все-таки были базовые свидетельства Родченкова. Что будет дальше – зависит от Баха, поскольку WADA во многом превышает свои полномочия. Макларен много раз заявлял, что его доклад содержит лишь рекомендации, но вместе с тем они существеннее многих решений. И последовавшие затем заявления Ричарда Паунда и Крейга Риди тоже можно считать попыткой продолжить давление в том числе на МОК", - рассказал Саприн.
Также он выразил надежду на то, что МОК сумеет достичь своей цели и инициирует радикальные изменения в антидопинговой системе. "Рычаги влияния Томаса Баха пока не совсем ясны. Но понятно, что в ситуации с российской сборной он вел себя разумно и порядочно. Если бы он пошел на какие-то радикальные шаги, то наверняка было бы очень много недовольных как с той, так и с другой стороны. А принятое в итоге решение, согласно которому на Олимпиаду поедут не все российские спортсмены, является как раз тем, что МОК мог себе позволить", - заявил комментатор.
Кроме того, он акцентировал внимание на том, что сегодняшнее заявление Баха о создании новой антидопинговой системы говорит о том, что у него есть поддержка в этом вопросе. "Раз многие люди понимают абсурдность некоторых решений, принимаемых WADA, значит эта система нуждается в изменениях. Очень многое здесь зависит от позиции спортивного сообщества, от того, каким образом отреагируют федерации и национальные олимпийские комитеты разных стран. Но на данный момент слова Баха – это по большей части декларация о намерениях. Это вопрос ближайших месяцев. Сейчас никто ничего менять не будет, нужно ждать окончания Олимпиады", - подытожил Николай Саприн.