Международный транспортный коридор "Север-Юг" позволит сократить срок перевозки грузов из Индии в Россию в два раза, - говорится в сообщении ОАО "Российские железные дороги", размещенном на его сайте.
ОАО "РЖД" и ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД/ADY) в рамках развития Международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг" договорились о сотрудничестве по привлечению грузопотоков на азербайджанскую и российскую железные дороги за счет организации перевозок грузов по маршруту Индия - Иран - Азербайджан - Россия и в обратном направлении. Логистическими операторами проекта выступят АО "РЖД Логистика" и ООО ADY Express. Первые отправки по данным маршрутам планируются до конца марта 2016 года.
МТК будет служить связующим звеном для соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и России.
"В настоящее время грузопоток из Индии в сторону европейской части РФ обеспечивается морскими перевозками (маршрут A), расчетное время в пути из порта Нава-Шева (Мумбаи) в Москву составляет около 40 суток. Новый мультимодальный маршрут Б будет включать использование морского, железнодорожного и автомобильного транспорта и позволит сократить срок перевозки в два раза. В перспективе - оптимизация срока до 14 суток", - говорится в сообщении, передает Тренд.
Стороны уже согласовали конкурентоспособные ставки: тариф на перевозку 40-футового контейнера по маршруту Мумбаи - Москва составит не более $3 тыс. На первом этапе по коридору "Север-Юг" планируется транспортировать 6 млн т грузов в год, а в дальнейшем - 15-20 млн т грузов.
Ранее в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра ситуационного мониторинга региональных исследований РАНХиГС Александр Савченко обращал внимание на то, что реализация данного проекта даст России целый ряд преимуществ. "Во-первых, можно будет ожидать увеличения транзита. А во-вторых, занимаясь этим коридором, мы совершенствуем свою собственную транспортную сеть, которая нуждается в модернизации. То есть выгоды очевидны. Помимо этого, сейчас меняются центры экономической силы, а также геополитические и геоэкономические акценты, поэтому направление "Север-Юг" становится более востребованным", - рассказал он.
Также эксперт поведал о том, скажется ли реализация данного проекта на наполняемости бюджета РФ. "Сейчас в РЖД ведется большая работа по моделированию экономических эффектов от развития этого железнодорожного транспорта. Как и во всяком инфраструктурном проекте, говорить о прямых экономических эффектах довольно трудно. Они возникают в других отраслях. В РЖД это стратегически важный вопрос, там идет напряженная работа по расчету. В зависимости от того, как меняется методика расчетов, стратегия развития железнодорожного транспорта воспринимается по-другому", - резюмировал Александр Савченко.
Со своей стороны политолог Ровшан Ибрагимов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что проект является многообещающим, поскольку объединяет страны юго-восточной Азии, в первую очередь Индию, с европейскими портами. "Судя по проведенному апробированию, перевозки по этому транспортному коридору могут быть выгоднее традиционных путей транспортировки товаров морским путем, через Суэцкий канал, как во временном, так и в ценовом плане", - сказал он.
По словам эксперта, для того, чтобы Азербайджан активно участвовал в этом проекте, необходимо строительство полотна в Астаре - это примерно 8,5 км, а также железнодорожного моста над рекой Арак: "В течение года проходили трехсторонние встречи России, Азербайджана и Ирана, на которых рассматривалась возможность начала строительства пути. Россию и Азербайджан связывает железная дорога, поэтому главное, что нужно сделать, - это построить железную дорогу Решт-Казвин-Астара. Иран уже начал строить часть этого пути. Теперь нужно довести железную дорогу до Астары, это примерно 150 км. Думаю, когда строительство завершится, это будет довольно живой транспортный коридор для перевозки товаров в обе стороны", - считает политолог.
Помимо этого, эксперт высказался за то, что данный проект может стать достаточно серьезной альтернативой нефтяному сектору Азербайджана. "При благоприятных условиях торговый оборот на начальном этапе может составить 15 млн т. Если сюда включить транспортный коридор "Запад-Восток", где ожидается примерно такой же товарооборот, то это будет довольно существенная составляющая азербайджанской экономики. Кроме того, данный транспортный коридор проходит через регионы Азербайджана. Так что они тоже получат импульс для развития, поскольку первостепенным для развития любого региона является дорога. Если стороны уладят не только строительные аспекты этого маршрута, но и логистические, координационные, если будут решены вопросы таможни и правовые аспекты, то получится довольно успешный проект", - заключил Ровшан Ибрагимов.