Курс тенге на Казахстанской фондовой бирже (KASE) сегодня упал до 298,92 тенге за $1, - сообщает пресс-служба KASE.
Сегодняшний средневзвешенный курс доллара по итогам утренней торговой сессии вырос на 7% по отношению к рыночному курсу американской валюты, установленного неделей ранее - 29 ноября, - передает ТАСС.
При этом стоимость американской валюты на сегодняшних торгах выросла на 5,1% или на 14,64 тенге по отношению ко вчерашнему показателю, сообщается в пресс-релизе.
Напомним, Казахстан с 20 августа перешел к новой экономической политике, основанной на режиме свободно плавающего курса тенге.
Казахстанский экономист Петр Своик выразил мнение, что происходящее связано скорее с психологией, чем с реальной экономикой. "Вера в тенге подорвана. Приход нового председателя Нацбанка Данияра Акишева ее не столько укрепил, сколько наоборот ослабил, потому что хорошо известны его девальвационные устремления, он был сторонником девальвации тенге. Это неверие в тенге, подкрепленное нежеланием властей и дальше расходовать национальный фонд, привело к такому дополнительному ослаблению", - объяснил он.
"Тут надо еще иметь в виду, что с ноября прошлого года, когда была объявлена программа "Нурлы жол", Национальный фонд был переведен из накопительного режима в расходный. И каждый месяц с тех пор Национальный фонд убывает на миллиард с лишним долларов. Это, конечно, дискомфортная ситуация, у них есть острое желание как-то подсократить эти расходы, к чему, как они верят, будет способствовать ослабление тенге. Господин Акишев, по всей видимости, является одним из активных сторонников такой версии. Поэтому он воспользовался своим приходом на этот пост и не стал, скажем так, препятствовать дальнейшему ослаблению тенге", - добавил эксперт.
При этом экономист отметил, что в перспективе на смену нынешней тенденции на снижение курсу национальной денежной единицы Казахстана придет прямо противоположная. "На самом деле, еще благодаря прошлогодней девальвации, а уж тем более, вот этой девальвации, темпы падения импорта, обусловленные понижением покупательской способности населения в свете целевой экономики, превышают темпы падения экспорта. То есть на самом деле, по ходу развития событий, чем больше будет ослабляться тенге, тем больше будет возникать на валютном рынке Казахстана дефицит уже не доллара, а тенге. И рано или поздно это массовое неверие в тенге и бегство из тенге будет сменяться реальным укреплением тенге, как оказавшейся в дефиците национальной валюты", - считает Петр Своик.
Главный редактор журнала "Мир Евразии" Эдуард Полетаев также склонен связывать нынешнее падение курса "с заменой председателя Нацбанка и связанными с этим ожиданиями на рынке".
Он также напомнил, что "долгое время доминировала такая точка зрения, что курс неокончательный и будет приравниваться по отношению к российскому рублю, который очень долгое время падал". "Надо еще понимать, что новый глава Центробанка только принял бразды правления, и на Казахстанской фондовой бирже не было финансовых вливаний, так что не исключено дальнейшее снижение курса вплоть даже до 330 тенге за доллар", сказал эксперт.