Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Казахстана утвердила календарный план проведения внеочередных парламентских выборов, которые назначены на 20 марта и будут совмещены с выборами депутатов маслихатов (местные представительные органы). Об этом заявил председатель ЦИК Куандык Турганкулов.
"Избирательная кампания будет состоять из трех ключевых этапов", - сообщил он. По словам главы ЦИК, "выдвижение на выборах кандидатов в депутаты мажилиса (нижней палаты) парламента, избираемых по партийным спискам, начинается с момента принятия решения о назначении выборов и продлится до 8 февраля 2016 года, от Ассамблеи народа Казахстана (АНК) - по 29 февраля".
Турганкулов пояснил, что право выдвижения принадлежит зарегистрированным политическим партиям, а кандидатов от АНК выдвигает Совет Ассамблеи. "В маслихаты кандидаты выдвигаются республиканскими и местными общественными объединениями, их структурными подразделениями и гражданами путем самовыдвижения", - сообщил он, добавив, что "этот процесс продлится до 19 февраля".
Второй этап кампании - регистрация кандидатов по партийных спискам - будет осуществляться ЦИК до 19 февраля, кандидатов от АНК по 5 марта, маслихатов до 29 февраля.
Третий этап - предвыборная агитация политических партий - стартует 20 февраля и продлится до 00.00 19 марта. "Предвыборная агитация кандидатов депутатов мажилиса, избираемых АНК, пройдет с 6 по 19 марта, маслихатов - с 24 февраля по 18 марта", - рассказал глава ЦИК.
Турганкулов заявил, что с учетом совмещения выборов в день голосования большинству избирателей будут вручать три бюллетеня: один - для голосования за политическую партию, второй - за кандидата в депутаты областного, городов Астана и Алма-Ата маслихатов и третий - за кандидата в депутаты районного или городского маслихата. В Астане и Алма-Ате, где нет районных маслихатов, избиратели получат два бюллетеня, отмечает ТАСС.
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" главный редактор журнала "Мир Евразии" Эдуард Полетаев, для принятия решения о проведении в Казахстане досрочных парламентских выборов есть несколько причин.
"Основная из них формально заключается в том, что подобная инициатива появилась в стенах самого парламента, который в принципе ударными темпами отработал 2015 год, принял несколько десятков законов. Ее поддержало достаточно большое количество представителей общественности, различных организаций, политических партий, эксперты много комментариев давали по этому поводу", - сказал он.
Есть у этого решения и экономическая подоплека. "Сейчас падают цены на основные экспортные товары Казахстана, тенге девальвируется по отношению к доллару. В то же время перед Астаной стоят достаточно амбициозные планы. Это выполнение так называемого Плана нации, конкретных шагов, реформ, которые включены в него. Под этот План нации в принципе баллотировался сам Нурсултан Назарбаев в прошлом году, когда были выборы президента Республики Казахстан. Этот документ лег в основу его предвыборной программы. Экономическая ситуация сейчас такова, что необходимы новые люди для решения достаточно серьезных проблем", - отметил эксперт.
"Нынешний состав парламента - самый возрастной из всех, которые имели место быть в последнее время, там находится очень много пенсионеров. И если в 2014-2015 годах была популярна сентенция о том, что коней на переправе не меняют, и, в принципе, парламент имел шанс доработать свой срок, то внешние вызовы все-таки привели к тому, что сейчас нужно обновление политической элиты, циркуляция политической элиты необходима. Какая ситуация в последнее время складывалась? Люди переходят с одной должности на другую, свежей крови было очень мало. Появлялись новые молодые лица, представители поколения 1970-х годов уже появились в исполнительной власти, но в законодательной власти сложилось так, что там собрались представители гораздо более старшего поколения. Достаточно сказать, что у нас по закону депутатом парламента может стать человек старше 25 лет, а там всего один человек находится, которому менее 40 лет. Основная масса - это люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые в принципе имеют свой необходимый опыт. Нельзя сказать, что сейчас требуется исключительно молодежь в парламенте, нет, это не так, потому что все-таки законотворчество требует и опыта, и мудрости", - сказал Полетаев.
Он также выразил надежду, что "выборы в парламент повлекут за собой не только обновление депутатского корпуса, поскольку, прямо скажем, там партии все те же остались, никакой новой партии не появилось". "Сейчас есть всего семь официальных партий, из которых три более-менее известны, поскольку они имели доступ к политическому микрофону и были в последнем парламентском созыве. Остальные четыре партии, соответственно, находятся в анабиозе, о них население мало что знает. И сейчас, конечно, во-первых, это политическую повестку оживит в какой-то степени. Во-вторых, что необходимо? Необходимо сделать так, чтобы эти политические партии, которые в принципе являются старыми игроками, предложили какие-то пути решения тех экономических проблем, которые испытывает Казахстан. Я думаю, что повестка дня выборов будет в основном состоять из экономических составляющих. Ну и соответственно в программах партий будут излагаться социально-экономические вопросы и какие-то варианты их решения будут предлагаться. Я думаю также, что партийные списки обновятся значительным образом. Будет много свежих лиц, как малоизвестных, так и так называемых паровозов и представителей, может быть, культуры, науки, спорта", - предположил главный редактор журнала "Мир Евразии".
"Во-вторых, одновременно же пройдут выборы депутатов маслихатов. А это уже более 2-3 тыс человек. Скажем так, это довольно системное обновление законодательной власти. Соответственно, маслихаты потом будут выбирать сенаторов. После выборов в мажилис по идее обновляется правительство. То есть на самом деле грядущая кадровая перестановка заденет все слои власти. Соответственно, 2016 год ожидает быть очень интересным в плане того, что в политике появится очень много новых лиц", - уверен он.
Подводя итоги деятельности мажилиса нынешнего созыва, политолог отметил, что парламентарии "ударно отработали, претензий к ним особых нет". "Кстати говоря, как раз вчера отмечали 20-летие парламентаризма. Высказывали достаточно хорошее мнение об этом парламенте, поскольку он не являлся каким-то конфликтогенным органом, а напротив, часто жил в режиме мейнстрима и очень оперативно принимал различные законопроекты, что в принципе от него и требовалось, поскольку, скажем, тот же План нации, который провозгласил Нурсултан Назарбаев, требовал и требует и по сей день, но уже в гораздо меньшей степени, поскольку депутаты уже отработали свое, создания качественно новой законодательной базы. Законодательство очень сильно обновилось. Ну, скажем, закон о доступе к информации - один из таких примеров. А ведь в Плане нации уделяется большое внимание открытости. И этот закон о доступе информации соответственно предоставил населению право запрашивать ту или иную информацию, которая есть и не является секретной. Соответственно, госорганы обязаны это все сделать. То есть все шло в симбиозе. Исполнительная власть выдвинула инициативу, законодательная власть это все подтверждала", - сказал эксперт.
"Это в принципе говорит о том, что динамика взаимоотношений между ветвями власти показывала достаточно хорошие темпы. Но сейчас в принципе на 2016 год перед парламентом не было поставлено каких-то таких серьезных политических задач. Понятное дело, что эта инициатива о досрочных выборах в принципе была ожидаема. Слухи о том, что парламент будет предлагать самораспуститься, появились еще осенью прошлого года. Дело просто было в технических вопросах - когда это все проявится: до Нового года или после", - заключил Эдуард Полетаев.