Президент Азербайджана Ильхам Алиев на сессии "Развитие инициативы "Один пояс, один путь": взгляд Китая на триллион долларов" в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, в которой он принял участие вместе с первым вице-президентом Азербайджана Мехрибан Алиевой, заявил, что Азербайджан обладает стратегией по инвестированию не только других стран, но и инфраструктуры, реальной экономики.
"На протяжении многих лет наша стратегия заключалась в том, чтобы расходовать меньше, чем мы зарабатываем", - отметил, в частности, он. "Было бы хорошо, если бы эта разница была больше. Поэтому мы не накапливали долги. Что касается внутреннего долга, он очень низок", - обратил внимание глава государства.
Ильхам Алиев сообщил, что внешний долг Азербайджана составляет всего 19% валового внутреннего продукта, указав, что у республики есть стратегия по снижению его до 10%. "Все реализованные в Азербайджане инфраструктурные проекты, то есть, как я сказал, проекты, соединяющие страны друг с другом, были осуществлены без заимствований", - приводит его слова Тренд. Двадцать лет назад, когда Азербайджан еще был не очень развитым и бедным, "мы брали в долг и были вынуждены делать это", отметил президент. "Мы признательны тем финансовым институтам, которые давали нам в долг", - заявил он. Глава государства подчеркнул, что сегодня Азербайджан сам дает в долг.
Сегодня Азербайджан обладает стратегией по инвестированию не только других стран, но и инфраструктуры, реальной экономики, указал Ильхам Алиев. "В то же время мы предоставляем долг на инфраструктурные проекты, реализуемые в других странах", - сообщил он. "Наш долг не имеет никакого отношения к инфраструктуре", - уточнил глава государства. "Но, вкладывая инвестиции в инфраструктуру, мы не ждали, что наши средства сразу же окупятся", - подчеркнул он. "Мы понимали, что прямого возвращения затраченных средств не будет", - пояснил Ильхам Алиев. "Вы не сможете заработать на строительстве дороги. Но вы заработаете на налогах, выплачиваемых теми, кто пользуется этой дорогой для поставки товаров на рынок", - указал президент Азербайджана. "Или же мы заработаем на средствах, выплачиваемых теми, кто пользуется нашей территорией как транзитной с Востока на Запад и в обратном направлении", - заявил он. "А это - доход от вложенных инвестиций", - отметил Ильхам Алиев. "Считаю, что средства, затраченные нами на инфраструктуру в стране и региональное сотрудничество, возможно, окупятся через десять лет", - поведал президент Азербайджана.
Кроме того, Ильхам Алиев подчеркнул, что в целом создание современной инфраструктуры - одна из ключевых целей правительства Азербайджана. "Считаю, что, используя свое географическое положение, мы правильно поступили, вложив инвестиции в основном в инфраструктуру, то есть внутреннюю инфраструктуру и инфраструктуру, которая позволит превратить Азербайджан в один из международных хабов. Мы вкладываем инвестиции в инфраструктуру внутри страны для строительства дорог, магистралей, аэропортов, газификации, генерации электроэнергии. Мы также вложили инвестиции в транспортную инфраструктуру. Это позволит нам транспортировать грузы с Востока на Запад, с Севера на Юг и с Юга на Север", - обратил внимание он.
Президент напомнил, что Азербайджан является активным участником инициативы транспортного коридора Восток-Запад и поддерживает проект правительства Китая "Один пояс, один путь". "Азербайджан создает для стран, расположенных к северу и югу от него, возможность для присоединения к данному проекту. Мы уже наблюдаем это. Азербайджан – единственная страна, которая является участницей транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Модернизация наших железнодорожных систем, строительство крупнейшего на каспийском побережье морского порта, грузоперевалочная способность которого составляет около 25 млн т, прокладка железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, соединяющей нас с Турцией и Европой путем создания недостающего сообщения между Европой и Азией, открывают хорошие возможности для желающих использовать наши пути. Мы расходуем средства для создания хорошей тарифной политики. Растет и объем грузоперевозок. Только по коридору Север-Юг в минувшем году было перевезено в десять раз больше грузов, чем в предыдущем", - сообщил глава государства.
По его словам, создание инфраструктуры в основном шло за счет государственного бюджета. "Считаю, что нам удалось правильно направить доходы от продажи нефти и газа на инвестирование инфраструктуры, и сегодня мы можем гордиться этим. Согласно оценке Давосского всемирного экономического форума, по качеству дорог Азербайджан занимает 34-е место в мире. Мы сделали это за счет средств от продажи нефти и газа. Затем это, конечно, способствовало созданию бизнес-среды, так как если у вас есть современная инфраструктура, газификация, электроэнергия, хорошие доходы и магистрали, то тогда и бизнесу легче вкладывать инвестиции. Мы проделали работу и в этом направлении. Согласно последнему отчету Doing Business Всемирного банка, Азербайджан занимает 25-ю ступень в мире, улучшив свою позицию на рекордный показатель – 32 ступени. В этой программе Всемирного банка мы входим в число десяти самых реформаторских стран", - поведал Ильхам Алиев.