Уже несколько дней главной темой грузинских СМИ является судьба двух молодых людей из Панкисского ущелья, пропавших две недели назад и оказавшихся в Ираке, где они вступили в террористическую группировку "Исламское государство". Напомним, что 18-летний Муслим Куштанашвили и 16-летний Рамзан Багакашвили покинули дом без спроса родителей, причем школьник Рамзан каким-то образом сумел получить удостоверение личности и улететь вместе с братом в Турцию, якобы на заработки. Оттуда они перебрались в Сирию, затем в Ирак.
МВД Грузии проводит расследование, как школьник смог получить электронное удостоверение, позволяющее пересекать границу, и почему сотрудник пограничной полиции не смог распознать в нем несовершеннолетнего. По данным "Вестника Кавказа", пограничник утверждал на допросе, что Рамзан "выглядит как совершеннолетний". Такое объяснение, разумеется, не может удовлетворить следствие или успокоить родителей молодых людей.
Парламент Грузии готовится принять поправки в уголовный кодекс, ужесточающие наказание за вербовку наемников и участие в незаконных вооруженных формированиях на территории других стран, так как отток молодых людей в ИГ приобретает все более масштабный характер: речь идет о сотнях грузинских граждан, воюющих под флагом "Исламского государства".
Кавказовед Мамука Арешидзе заявил в интервью "Вестнику Кавказа", что боевиков ИГ рекрутируют из Квемо Картли (Борчалы) и Аджарской автономной республики. Стоит отметить, что Борчалы и Аджария – одни из самых благополучных регионов Грузии, где безработица среди молодежи на порядок ниже, чем в других районах страны. Муслим и Рамзан также происходят из зажиточных семей. Что же влечет молодежь Грузии воевать в Ирак?
По мнению Арешидзе и многих других экспертов, главная причина – в неправильном подходе государства к исламу как к одной из традиционных религий Грузии: "Бороться с радикальным течением можно лишь опираясь на традиционный ислам, – подчеркнул кавказовед, - только он может побороть это зло и увести молодежь от влияния экстремистов".
Глава управления мусульман Аджарии Тариэл Накаидзе говорит, что если бы в Грузии были открыты училища (медресе) для обучения детей и молодежи традиционному исламу, экстремисты никогда бы не смогли заманить несведущих молодых людей под свои знамена. Однако, по словам господина Накаидзе, государство не только не способствует, но даже препятствует усилению традиционного ислама. Об этом свидетельствует закрытие исламского училища-пансионата для детей в Кобулети и запрет на строительство соборной мечети в Батуми.
Важным фактором в Панкиси остается феномен Тархана Батирашвили, превратившегося в знаковую фигуру: уроженец ущелья, бывший военнослужащий грузинской армии, он уехал в Сирию и стал одним из самых влиятельных полевых командиров ИГ. Его пример вдохновляет молодежь, традиционно склонную к подражанию "сильным". Эксперты часто задаются вопросом: "Куда смотрят спецслужбы, призванные хотя бы собирать информацию о настроениях в специфической среде?". Ведь речь идет о проблемном ущелье, не раз за последние 20 лет становившемся причиной серьезных проблем с точки зрения государственной безопасности.
Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что бороться с общественным злом можно лишь опираясь на здоровые силы того же общества. В частности – традиционный ислам, не представляющий никакой опасности ни для Грузии, ни для какой-либо иной страны.