Вестник Кавказа

Эксперты Валдайского клуба прокомментировали крушение российского Су-24

Накануне пара истребителей ВВС Турции атаковала российский бомбардировщик Су-24М, который в итоге был сбит ракетой "воздух-воздух".

По мнению директора Инситута востоковедения РАН Виталия Наумкина, инцидент с самолетом, безусловно, окажет серьезное воздействие и на российско-турецкие отношения, и на обстановку в регионе, и на международную обстановку в целом. При этом он сделал прогноз, что в российско-турецких отношениях наступает период кризиса, период охлаждения в экономической, политической и особенно в военной сфере. "Совершенно очевидно, что ни одна из сторон сегодня не готова отказаться от тех серьезных преимуществ, которые дает сохранение определенного уровня сотрудничества, и не готова идти на серьезные риски, которое замораживание или резкое сокращение этого сотрудничества с собой несет. Достаточно сказать о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, особенно в сфере поставок газа, что важно для каждой из сторон в том числе и для России. Тоже самое можно сказать об общерегиональном политическом сотрудничестве, где Турция остается все равно одним из самых влиятельных игроков региона, и без которой все равно невозможно решить сирийский кризис", - рассказал директор Института востоковедения РАН.

"Кроме того, совершенно понятно, что без каких-то мер, направленных на то, чтобы не допустить подобных инцидентов, Россия обойтись не может, она должна адекватно ответить.  Уже видно по реакции наших военных, что такие меры предпринимаются и они весьма конструктивны и серьезны: достаточно отметить, скажем, решение о сопровождении наших штурмовиков истребителями. Но совершенно также очевидно, что Турция, если и признает, что она совершила ошибку (мы будем надеяться, что турецкая сторона сможет перешагнуть через свои амбиции и извиниться), все равно серьезные разногласия останутся", - отметил он.

По его словам, для Турции такие приоритеты, как сдерживание сирийских курдов, а также поддержка туркоманского населения, в районе проживания которого и был сбит российский самолет, остаются в турецкой политике, и они будут представлять собой определенные препятствия для нормализации отношений. "Однако в целом можно прогнозировать, что обе стороны все-таки проявят волю к урегулированию отношений, которые соответствуют интересам их национальной безопасности и сумеют договориться, чтобы в перспективе подобных кризисов можно было избегать", - подытожил Виталий Наумкин.

Со своей стороны член правления Совета российской экономики в Германии Александр Рар заметил, что у Турции совсем другая повестка дня на Ближнем Востоке, и конкретно в борьбе с международным терроризмом. "Фактически Турция рассматривает Сирию как страну своей зоны влияния. Она также хотела ее видеть, как бывшую часть османской империи, и считает, что у нее больше прав решать судьбу этого региона, чем у России, которая вошла туда извне. Правда, у Турции нет военной мощи, и логистики, и возможности так напрямую влиять на ситуацию и на перестройку Сирии, но она это будет делать косвенными путями. И в том числе важно заявление Эрдогана о том, что Анкара рассматривает этнических туров, которые живут на севере Сирии, в пограничных регионах с Турцией, именно там, где и произошел этот инцидент с самолетом, как своих братьев и сестер", - заявил он.

По словам политолога, Турция в борьбе с международным терроризмом поддерживает определенные группировки, которые борются против Асада, и теперь будет поддерживать их более открыто. "Турция хочет убрать в Сирии Асада и построить там совсем другой режим, который будет ориентироваться не на Иран, не на Россию, а на другие силы, в том числе на Саудовскую Аравию, поскольку Россия и Иран действую в Сирии по-другому, а дальше здесь конфликты будут нарастать. Я думаю, что есть шанс, что в НАТО смогут где-то начать процесс примирения Турции и России, хотя на сегодня, это, кажется, невозможно. Но они все равно выступают в роли посредника. Я ожидал от заседания НАТО в Брюсселе более резких тонов в отношении России, но этого не было. Да, формально, символически НАТО выступила на стороне Турции, но в то же самое время она послала абсолютно четкий сигнал Турции не повторять такого в будущем", - считает эксперт.

"Большинство членов НАТО, и тут главную роль, конечно, играют Германия и Франция, понимают и будут в этом направлении толкать остальных участников альянса, что сначала нужно победить общего врага – "Исламское государство", которое оккупирует большую часть Сирии и Ирака. ИГ нужно отрезать от торговли с другими государствами, в том числе от торговли нефтью с той же Турцией или Ираком. Это нужно сделать военным путем, потому что ИГ сейчас своими терактами против Франции и России объявило войну Западу и Европе. Это нужно приостановить. И то, что будет потом в Сирии, кто там будет у власти, как будет распределено влияние на сирийской территории после окончания конфликта и борьбы с ИГ – это уже второстепенный вопрос. Он будет очень важным, но только после поражения ИГ. Я думаю, что лидеры НАТО хотя бы на какое-то время постараются сплотить альянс для борьбы с "Исламским государством". Потому что в первую очередь от инцидента на границе Турции и Сирии выиграли боевики ИГ. И это просто недопустимо", - резюмировал Александр Рар.

12095 просмотров

Видео

Все видео


реклама