Один из немногих российских фильмов о новейшей истории России и Кавказа - "Август. Восьмого" Джаника Файзиева, рассказывающий о событиях Пятидневной войны в Южной Осетии, по мнению самого режиссёра, стал всё же явлением подлинно культурного значения, а не только политического. Об этом, на взгляд режиссёра свидетельствует уже тот факт, что фильм демонстрировался по Первому каналу не 8 августа, в день начала войны, а 10 августа. "Мне, кстати сказать, это было даже приятно, что его показали не 8, день в день с датой, а показали 10, так как для меня это означает, что для телевизионных начальников фильм не политически привязан к событию, а всё-таки стал событием больше культурного значения", - рассказал Файзиев "Вестнику Кавказа".
"Сейчас, когда уже улеглись политические волнения, фильм воспринимается больше как кино, меньше - как политика, и мне как раз это нравится больше. Мы так и делали скорее кино. Многие нас упрекали в том, что это какая-то политически ангажированная работа, что меня немного расстраивало. Сейчас, как мне кажется, пена эта сошла, и у многих людей есть возможность посмотреть на это кино ровно как на кино, как на произведение кинематографического жанра, а не как на какую-то дополнительную проблему социального или политического давления", - выразил надежду на то, что фильм "Август. Восьмого" будет правильно понят сегодняшними зрителями его создатель.
Файзиев отметил, что в этой истории его больше всего волновала традиционная связь с Чингизом Айтматовым и его романом "Белый пароход". "Там весь роман рассказывается глазами мальчика. Мне очень хотелось увидеть войну, увидеть современный мир глазами мальчика. Но история получилась чуть больше, чуть сложнее: помимо восприятия детского, там ещё появилась мать, появилась ещё и любовь. В любом случае, для меня, как для любого, наверное, кинематографиста или любого созидателя, попытка осознать, что было только что, не когда-то много лет назад и не когда-то в моей жизни, а то, что произошло буквально здесь и сейчас, несколько минут назад - мне кажется, что это такой высокий вызов, которому мне очень хотелось соответствовать", - подчеркнул поставленную перед самим собой задачу режиссёр.
Файзиев также сообщил о том, что его детище вызвало очень большой и живой интерес в Японии. "Он сейчас там идёт в прокате, и время от времени до меня долетают какие-то японские картинки с пресс-конференций, заставленные плакатами из фильма интерьеры, в которых какие-то мальчики в военной форме, какие-то статьи. Я даже слышал, что гуру мировой игровой индустрии Хидэо Кодзима в своём твиттере, у которого больше 20 млн пользователей, высказался о том, что это лучший фильм, который он посмотрел за последние 10 лет, что немедленно было разнесено поклонниками игровой индустрии. Наверное, всё-таки это большой комплимент, потому что дорогого стоит от такого человека получить комментарий, что это кино произвело на него впечатление. Тем более, что он, в том числе, помимо истории, очень высоко оценил ещё и уровень компьютерной графики, что, конечно, для нас очень многое значит", - рассказал режиссёр Джаник Файзиев.