Тверской суд Москвы заключил под домашний арест лидера националистического движения "Русские" Александра Белова (Поткина) по делу о хищении активов БТА-банка (Банк ТуранАлем). Главным фигурантом дела о хищениях $5 млрд является арестованный во Франции экс-глава БТА, бывший министр энергетики, индустрии и торговли Казахстана Мухтар Аблязов.
Событие достаточно громкое - казалось бы, какая связь между опальным олигархом-министром Аблязовым и русским националистом Беловым? Однако не все так уж и просто в этой истории. Накануне следствие установило, что бывший лидер Движения против незаконной иммиграции (ДПНИ) выполнял поручения Аблязова и занимался управлением и легализацией части имущества, выведенного из БТА. В первую очередь это касается наиболее ликвидных активов банка - земельных участков площадью 2,49 тыс га в Домодедовском районе Подмосковья. Но самое интересное в этом деле - факт тесного сотрудничества между казахскими и русскими ультранационалистами, где не последнюю роль играл Аблязов, позиционирующий себя, как и большинство "западников", частью либерально-демократических кругов Казахстана.
Впрочем, вскрытые факты о связях Поткина и Аблязова говорят о том, что в этом деле самое интересное еще впереди. Как стало известно, первоначально Аблязов нанял Поткина для проведения различных социологических исследований в Казахстане, связанных с ростом и влиянием националистических сил на ситуацию в стране, а также работой с лидерами этих движений, которых экс-банкир пытался использовать для борьбы с местной властью. Затем в рамках сотрудничества начались закупки оборудования и подбор журналистов для оппозиционных телеканалов, финансируемых банкиром.
Однако в 2012 году Мухтар Аблязов был приговорен к 22 месяцам тюрьмы за неуважение к английскому суду - Высокий суд Лондона уличил Аблязова в утаивании своих активов, в числе которых оказался роскошный особняк в Лондоне и поместье в его пригороде.
Аблязов на вынесение приговора не явился и спрятался во Франции, где скрывается от правосудия и по сей день. Выдачи экс-банкира добиваются три страны - Россия, Украина и Казахстан. После бегства Аблязова Александр Поткин, по версии следствия, начал управлять не только медийными, но и другими активами экс-владельца БТА, которые были расположены в России. Среди них оказались фирмы, на которые были оформлены земельные участки в Подмосковье. Директорами этих компаний, по версии правоохранителей, являлись соратники Александра Поткина, которые, фактически, выполняли его указания.
Арест ультранационалиста наводит на много вопросов - например, зачем опальному олигарху и чиновнику понадобилось использовать услуги Белова и какой характер был у отношений между русскими и казахскими националистами. О деталях этого громкого дела "Вестнику Кавказа" рассказали завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин и политолог Эдуард Полетаев.
По мнению Грозина, связи казахстанских оппозиционеров и российских националистов фиксировались и раньше, а Поткин в них играл одну из ключевых ролей. "Где-то примерно полгода назад был такой скандал - в России не очень заметный, а в Казахстане в силу узости оппозиции и политического поля, на котором, скажем так, люди, включенные в политическую тусовку, выясняют свои отношения, наделал много шума. Есть такой молодой, но очень радикальный молодой казахский националист Жанболат Мамай, который был уличен в связях не просто с какими-то анонимными русскими националистами, а именно с Поткиным", - рассказал Грозин.
Политолог отметил, что тогда всех поразило, то, что казахские и русские националисты так тесно сотрудничают, "хотя эти люди никак не должны совпадать по своим идеологическим взглядам". По его мнению, в том, что Белов-Поткин и Мухтар Аблязов в одной команде, нет ничего удивительного, так как внутриполитическая обстановка очень схожа в обеих странах: сплоченность ультралиберальных кругов с ультранационалистами. При этом в России это явление наблюдается со времен "Болотной".
"В Казахстане та же самая ситуация: оппозиция считает себя либеральной, демократической, проамериканской, прямо говоря, к ней относится и Мухтар Кабулович. Аблязов - это своеобразный "недо-Ходорковский" - тоже банкир, тоже человек, сколотивший состояние в период первоначального накопления, из комсомольцев, все как положено, со своими средствами массовой информации. В Казахстане были попытки создать структуру "Демократический выбор Казахстана", в которой предполагалось соединить всех оппонентов власти демократического крыла, то есть не националистов, фашистов или патриотов, а именно прозападную часть казахстанской оппозиции. И основным ее спонсором был, конечно, Аблязов", - сказал Грозин.
Он обратил внимание на то, что Аблязов считается сейчас основным врагом Акорды. По его мнению, история с националистами и либералами указывает на общий тренд в наших странах, и в этом смысле Казахстан и Россия очень похожи. "В лице Поткина эта история, на мой взгляд, стала еще одним свидетельством того, что наши государства очень близки. Независимо от интеграционных объединений, в которых они находятся, на политическом поле мелькают одни и те же фигуры", - заметил Грозин.
Он отметил, что попытки выстроить единый антивластный фронт в Казахстане, которые предпринимал Аблязов, наверняка, включали в себя и работу с националистами. "Вполне возможно, что русский националист Александр Белов-Поткин мог оказаться связанным не только с Мамаем, не только с Аблязовым, но с кем-то еще, кто спит и видит, как бы свалить Нурсултана Абишевича и вставить палки в колеса интеграционным процессам, которые проходят на территории наших государств", - сказал политолог.
В свою очередь казахстанский политолог Эдуард Полетаев отметил, что для пристальных наблюдателей факты о связях Аблязова и Поткина не стали неожиданностью, поскольку была информация о том, что в Казахстане российские националисты пару лет назад проводили семинары по работе с молодежью, которые финансировал Аблязов. "На мой взгляд, Аблязов был неоднозначной, непростой фигурой. Как оказалось после его выхода из заключения, ряд политических активистов, незарегистрированных политических партий, некоторые средства массовой информации имели отношение к деньгам этого олигарха. После истории с БТА-банком всем стало понятно, что человек этот более масштабного характера, чем просто бизнесмен, миллиардер. И поэтому, если выяснится через полгода, например, что Аблязов не просто там проводил исследования, а создавал подпольные группы, я вообще не удивлюсь этому", - сказал политолог.
По мнению Полетаева, на самом деле демонизировать Поткина не стоит, так как его влияние в Казахстане была не столь большим. "В основном он присутствовал в информационном поле Казахстана до 2011 года, в медиаресурсах, принадлежащих Аблязову. Но все события вокруг его имени были известны не потому, что Поткин принимал в них участие, а скорее по именам и фамилиям известных журналистов, которые работали в этих средствах массовой информации, по тем темам, которые они поднимали. Вряд ли Поткин смог бы это сделать самостоятельно, не зная политической и экономической обстановки в стране. Поэтому здесь, я думаю, его участие, если оно и имело место, то скорее носило технический характер", - добавил Эдуард Полетаев.