Известный как в Грузии, так и в России, бизнесмен Каха Бендукидзе был допрошен Генпрокуратурой страны в связи в возбуждением в отношении него дела по факту "мошенничества и присвоения госсобственности".
Речь идет о приватизации им в 2010 году здания Аграрного университета и нескольких земельных участков, обошедшихся предпринимателю в $ 5,15 млн. При этом реальная стоимость этих объектов недвижимости составляла не менее $ 35 млн.
Претензии надзорного органа связаны не с дешевизной покупки, а с тем, что она была осуществлена без какого-либо аукциона: тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили просто издал указ, в соответствии с которым это имущество передавалось Кахе Бендукидзе за указанную сумму.
Подобные действия президента объясняют стремлением не просто приватизировать имущество вуза, но еще и возродить университет, пришедший к тому времени в полное запустение. Это, по мнению Саакашвили, поспособствовало бы решению главной проблемы грузинской экономики – отсталости сельского хозяйства. При этом глава государства испытывал опасения, что в результате аукциона новым владельцем этих объектов недвижимости мог стать предприниматель, который вместо претворения в жизнь замыслов президента открыл бы там казино или устроил предприятие общепита. Во избежание этого и была избрана такая форма приватизации Аграрного университета.
Необходимо учитывать, что Каха Бендукидзе - не совсем обычный бизнесмен. Его страсть - не только деньги, но реформы по образу и подобию Сингапура или протестантских стран Запада. Либертарианец до мозга костей, Каха Автандилович мечтал создать университет, в котором бы воспитывалась новая, вестернизированная элита страны, беззаветно верная идеям либерализма, свободы предпринимательства и личной ответственности.
Именно поэтому, Бендукидзе согласился купить обветшалое здание аграрного университета вместе с землей, инвестировал десятки миллионов долларов и уже через два года превратил Аграрный в сияющее с иголочки, современное, полностью компьютеризированное учебное заведение.
При этом какой-либо прибыли предприниматель не получил, поскольку вуз по-прежнему остается дотационным предприятием. Он может начать окупаться в будущем, когда окончившие университет студенты будут трудоустроены в престижных компаниях и смогут выплачивать кредит за учебу в "университете Бендукидзе".
Таким образом, главный идеолог грузинской реформации, как Бендукидзе часто называют на родине, попал в известную ловушку любой масштабной реформы: серьезные, глубинные преобразования невозможно осуществить без неординарных шагов и политической воли, а они, в свою очередь, зачастую связаны с нарушением устоявшихся правил. Любой обыватель всегда поймет прокурора, утверждающего, что метод "прямой продажи" несправедлив и коррупционен, но не поймет, да и не поверит бизнесмену, который в ответ будет говорить о страстном желании построить престижный университет только с целью превратить его в воплощение собственных представлений о реформах и современном обществе.