В России на высшем уровне началось обсуждение стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, подготовленной экспертами. "Стратегия 2020" должна стать фундаментом экономической политики нового российского правительства, решения которого будут рассчитаны минимум на пять-шесть лет.
Таких обсуждений будет несколько, и, как объяснил представивший проект президенту и главе правительства первый вице-премьер России Игорь Шувалов, по их итогам в течение двух месяцев чиновники и эксперты сформируют единую позицию. Принимать конкретные меры будет уже новое правительство. Как заверил первый вице-премьер, приниматься решения будут надолго: экономическая политика не должна меняться в течение пяти-шести лет, "чтобы налоговая система была абсолютно стабильной и прозрачной для предпринимателей".
Задача достаточно амбициозная, но, как прокомментировал ситуацию "Вестнику Кавказа" директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, достаточно трудновыполнимая: "Сейчас сложно относиться серьёзно к каким бы то ни было стратегиям, потому что повестка дня меняется очень быстро. Всего полгода назад среди приоритетов Владимира Путина была реинтеграция постсоветского пространства - сегодня мы видим, что эта риторика практически исчезла из его выступлений".
Планы, озвученные в Стратегии, впечатляют: так, показатель занятости работоспособного населения в малом и среднем бизнесе к 2012 году планируется довести до 28% (на конец 2011 года она составляла 25%), а долю среднего класса к 2020 году довести до 5060% (сейчас она составляет 2025%). Задача выполнимая, если бы не налоговое законодательство: совокупная налоговая ставка сегодня не располагает к реализации собственных бизнес-проектов.
Сомнения вызывает и то, что некоторые положения "Стратегии" противоречат текущему курсу, проводимому руководством страны. Например, документ предполагает сокращение расходов на национальную оборону на 0,9% ВВП. В то время как в рамках государственной программы до 2020 года на вооружение страны планируется потратить 20 трлн руб, а Госдума в три раза увеличивает денежное содержание военнослужащих.
Еще одно противоречие - реформа пенсионной системы. Эксперты, работавшие над "Стратегией", настаивают на увеличении минимального пенсионного стажа, а власти стараются эту тему в предвыборный период обходить стороной.
В то же время основные факторы, обеспечивающие высокие темпы роста ВВП в прошлое десятилетие (дешевизна сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов), исчерпаны. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина уверена, что экономике сейчас нужна новая модель роста, в противном случае темпы экономического развития в России вряд ли смогут превысить 23%. Правительство такая скорость не устроит: оно не сможет одновременно сохранить бездефицитный бюджет, снижать налоги на бизнес и наращивать расходы на социалку и инфраструктуру. Новая модель, построенная на инновациях и инвестициях, сможет обеспечить рост на 56% и позволит справиться со всеми проблемами. Но обеспечить ее нормальную работу можно будет только через кардинальное улучшение делового климата.
Хотя и в такой ситуации есть вероятность того, что новая волна мирового финансового кризиса может основательно нарушить и без того не идеальную структуру "Стратегии 2020". Как отметил эксперт "Вестника Кавказа" Евгений Минченко, суть второй волны кризиса пока не ясна, потому говорить об эффективности заготовленных правительством мер также не приходится. "А самое главное не очень понятно, как борьба с кризисом соотносится, например, с идеей Путина о создании 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест, особенно учитывая тот факт, что у нас во всём ТЭК, который и кормит страну, работает всего-то 10 миллионов, - сказал Евгений Минченко. - Поэтому, на мой взгляд, сейчас ключ ко всем решениям лежит в политической плоскости, и, соответственно, какие бы то ни было программы, стратегии и т.д. никакого значения не имеют", - заявил эксперт "Вестнику Кавказа".