Вестник Кавказа

Северный Кавказ прирастает новыми городами и селениями

Олег Кусов
Северный Кавказ прирастает новыми городами и селениями

В минувшие два десятилетия на карте Северного Кавказа возник 21 новый населенный пункт, что говорит о нежелании местного населения в столь трудное время сидеть сложа руки. Больше всего новых населенных пунктов за это время появилось в Дагестане – 15. Если приплюсовать к этому бурное строительство в Чеченской Республике, то о Северном Кавказе можно говорить, как о территории созидания, а не упадка.

Какими только эпитетами не наделяют Северный Кавказ негативно настроенные к нему люди! По их словам, он и закрытый, и опасный, и разрушительный, и нелогичный… Но даже такие люди при внимательном изучении ситуации не смогут отрицать созидательный характер Северного Кавказа в ХХI веке.

Одни лишь стройки Чечни говорят сами за себя! С 2007 года ежегодный объем строительных работ в республике составляет примерно 20 млрд руб., за счет чего буквально из пепла возродились такие города как Грозный и Гудермес. В чеченских горах продолжается реализация таких амбициозных проектов, как горнолыжный курорт "Ведучи" и туристический комплекс "Кезеной-Ам".

"Но Чечня – это особая территория, которую федеральный центр заваливает финансами", - возразит предвзятый оппонент. На это утверждение есть ответ: помимо Чечни в ХХI веке на карте Северного Кавказа появился 21 новый населенный пункт. Почти у каждого из них уникальная судьба. Одни построены с нуля, другие возродились словно из пепла спустя десятилетия.

Например, горный аул Итля Хунзахского района Дагестана с богатой историей: еще во второй половине ХIХ века он насчитывал почти полтораста человек, но в 1950-е обезлюдел. Советская власть тогда поощряла укрупнение колхозов, в рамках подобной кампании жителей Итли переселили в более крупное село Арани. Но выходцы из Итли уже в наше время поняли, что не зря их предки облюбовали именно эти места и вернули жизнь аулу в 2016 году, возведя новые строения.

Тремя годами раньше высокогорное селение Балакури в Дагестане было образовано на месте прежних малочисленных хуторов. Сейчас здесь постоянно проживает около 400 человек. На русский язык название нового селения переводится как "Ущелье ланей". Люди в этом ущелье, граничащем с Грузией, жили с давних пор, но в прошлом веке численность населения здесь существенно сократилось. Урбанизация и развал села советского периода выжили горцев с насиженных мест. Активное строительство домов началось только в последние десятилетия. Бежтинцы – так называется местная этническая группа – не намерены бросать земли своих предков, основывая в ущелье новый населенные пункты на месте разрозненных хуторов: помимо Балакури, это Исоо и Жамод.

История нескольких новых селений на прикаспийской равнине Дагестана выглядит еще колоритнее. В начале 1990-х годов, когда на Северном Кавказе поднялась волна территориальных притязаний, власти Дагестана приняли соломоново решение, чтобы избежать конфликта вокруг бывшего Ауховского района, расположенного вблизи чеченской территории.

До депортации 1944 года здесь жили чеченцы–аккинцы (субэтническая группа чеченцев). Затем в опустошенные места с горных районов переселили лакцев. В 1957 году аккинцам разрешили вернуться, но "межнациональная стабильность" с этого времени держалась уже главным образом на строгости вездесущего КГБ. Когда советские порядки канули в лету, после августа 1991 года, руководство Дагестана поняло, что "аккинский вопрос" надо решать как можно быстрее, поскольку в соседней Чечне вовсю набирал вес сепаратист Джохар Дудаев, и риск потерять территорию всего района увеличивался с каждым днем.  

Лакское население бывшего Ауховского района власти республики решили переселить на равнинные земли севернее Махачкалы, назвав этот район Новостроем. Было это в 1992 году, но, забегая вперед, следует отметить, что пока не все задуманное удалось осуществить. В 2005 году в Новострое появились лакские селения Ахар, Шушия, в 2013 г. – Дучи, Ницовкра. Еще семь других населенных пунктов переселенцев пока не имеют официального статуса. Буквально в чистом поле выросли дома, в которых сегодня проживают почти 6000 человек.

Мечеть в селении Шушия 

Возможно, здешние условия для жизни менее комфортны, и вода не столь вкусная, как в бывших предгорных селениях, но переселение лакцев снизило градус межнациональной напряженности на западе Дагестана, смогло предупредить возможный конфликт.

В Пригородном районе Северной Осетии в начале 1990-х годов территориальная ситуация пошла по кровавому сценарию, вылившись в пятидневную войну, унесшую жизни шестисот человек. На долгие годы затянулись многие постконфликтные последствия, и, как результат, - появление на территории Пригородного района, у административной осетино–ингушской границы населенного пункта Новое, заселенного ингушскими беженцами. Сегодня здесь проживают 3258 человек (перепись 2010 года).

Но не только межнациональные проблемы толкают жителей региона на строительство новых населенных пунктов и возрождение давно утраченных. В высокогорье Северной Осетии есть уникальное по красоте Закинское ущелье, по которому проложена дорога в Южную Осетию.

Представители фамилии Кесаевых взялась за возрождение некогда опустевшего аула Кесатикау, располагавшегося на бурной реке Закки. Сегодня аул ожил, несмотря на то, что официально в нем проживает только один человек. Но там, где живет один, обязательно появятся и другие люди, тем паче, что дел здесь благих хватает, таких, как, например, возрождение православной церкви. О суровой, но завораживающей природе тех мест можно судить по картине основоположника осетинской литературы, поэта и художника Коста Хетагурова "Перевал Зикара".

Новые населенные пункты на Северном Кавказе появились в последние два десятилетия и в Кабардино–Балкарии (Шарданово в 2014 г.), Краснодарском крае (Учебный в 2018 г.). Адыгейским аулом Мафэхабль в регионе гордятся особо – в нем живут переселенцы из Косова.

Адыгам – репатриантам дали возможность самим выбрать место для строительства аула, как и название – на русский язык оно переводится как "Счастливый аул". Возвращенцам выделили три бесплатных гектара земли на каждую семью. В 2007 году аул получил официальный статус, сегодня в нем проживает около 200 человек. В ауле уже есть многое для счастья: медицинский пункт, мечеть. В 2013 году в окрестностях Мафэхабля осели и адыги-репатрианты из Сирии.

Последний по времени пример образования нового населенного пункта на Северном Кавказе – самый респектабельный даже по федеральным меркам. В феврале прошлого года официальный статус поселка городского типа получил курорт-наукоград Сириус – это бывшая территория Адлерского района, на которой построена вся олимпийская инфраструктура и образовательный центр для одаренных детей. Если бы Олимпиаду проводили в этих местах после февраля прошлого года, то называть ее надо было бы уже не Сочинской, а Сириуской. И сборная России по футболу играет уже формально на стадионе "Фишт" поселка Сириуса. В нем сегодня постоянно проживает 13500 человек. Поселок имеет приграничный статус, поскольку примыкает к территории Абхазии.

Несмотря на процессы урбанизации и экономический спад, вызванный многими причинами, Северный Кавказ не стал стагнирующей территорией во многом благодаря инициативному и деятельному местному населению. Люди возводят в чистом поле селения, возрождают брошенные аулы, восстанавливают храмы и мечети за свой счет. Зачастую при минимальной поддержке государства. А если этой поддержки будет больше, то умножится и созидательный результат.

61860 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ