Накануне в интервью российским СМИ президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что республика не собирается вступать в НАТО, ведь иначе она превратится в театр военных действий между Россией и Альянсом; кроме того, он подчеркнул, что Минск вступит в войну на стороне Москвы, если агрессия против России будет осуществлена с Запада. "Вестник Кавказа" побеседовал с военным обозревателем Павлом Фельгенгауэром о текущей военной ситуации на белорусском направлении.
- По вашей оценке, просматривается ли сейчас какой-либо военный конфликт с Западом как Беларуси, так и России?
- В целом, в настоящее время ситуация предвоенная, это очевидно. Можно сказать, что мы находимся в особом периоде, когда движение резко нарастает, а значит, какие-либо стычки в принципе возможны. Положение дел действительно довольно серьезное. Лукашенко, конечно, говорил не об этом, а том, что он верный союзник России, а потому его не надо убирать. Но я думаю, что Лукашенко все-таки уйдет, потому что на самом деле он проявил себя как очень ненадежный союзник.
- Есть ли у белорусских властей возможности самостоятельно стабилизировать ситуацию в стране?
- Сам Лукашенко не справляется с тем, чтобы действительно стабилизировать ситуацию, поскольку у него силовой ресурс очень маленький. Речь идет о 60 тыс. военнослужащих, из них 46 тыс. – в запасе, готовых действовать здесь и сейчас бойцов, включая призывников, порядка десяти тысяч, только две механизированные бригады полного состава, еще две кадрированные и три бригады десанта и спецназа всего по две тысячи человек. Этого мало. Лукашенко на вооруженные силы денег тратил по минимуму и сокращал их, поскольку предпочитал тратить на спецслужбы, внутренние войска и милицию.
В итоге призывать резервистов ему сейчас смерти подобно, ведь они могут повернуть оружие против него. Даже во внутренних войсках много призывников, которые не готовы действовать. Защищать Лукашенко будут несколько тысяч человек, так что при дальнейшей дестабилизации удержать ситуацию ему будет крайне сложно, если вообще возможно в долгосрочном плане.
- Может ли Россия действительно направить свои войска или силовиков на подавление протестных акций в Беларуси?
- Это возможно, поскольку, как я сказал, не похоже, что Лукашенко смог бы справиться с ситуацией. Кроме того, хотя белорусская оппозиция Москве неприятна, президент Беларуси стал ей неприятен в не меньшей степени. Поэтому вероятен некий вариант смены Лукашенко, и для стабилизации ситуации в республике могут оказаться российские войска и силовики. Лукашенко, кстати, заявил, что союза двух государств не будет, что это невозможно – такая позиция для Москвы абсолютно неприемлема, так как Союзное государство, по сути, инкорпорация Беларуси в той или иной форме – это основная стратегическая цель России.
- Будет ли Россия осуществлять военную помощь Беларуси в рамках ОДКБ?
- ОДКБ является некой формальной структурой, которая может быть использована для того, чтобы Россия объяснила свои будущие действия в Беларуси. Хотя, наверное, это будет сделать сложно, поскольку для каких-либо действий в рамках ОДКБ необходимо единогласие стран-членов, а я сомневаюсь, что Казахстан, к примеру, даст согласие на ввод войск в Беларусь.
- Вы сказали, что Александр Лукашенко показал себя как неверный союзник. Связано ли это с задержанием россиян перед выборами?
- Это был серьезный инцидент, проявивший неверность Лукашенко России. Сейчас официально его поддерживают в России, но по публикациям в российским СМИ, в том числе лояльных власти, понятно, что ему совершенно не доверяют. Именно поэтому ситуация такая сложная: тратить гигантские деньги и усилия только ради того, чтобы сохранить Лукашенко у власти ничем не лучше, чем позволить взять власть оппозиции.