В Баку завершился 11-й международный фестиваль им Узеира Гаджибейли. В заключительный день на сцене бакинской филармонии им. Муслима Магомаева в сопровождении государственного симфонического оркестра Узеира Гаджибейли под руководством дирижера Мустафы Мехмандарова выступили исполнители из Узбекистана, Грузии, России и Азербайджана. Страна-хозяйка фестиваля подарила миру множество талантливых исполнителей, которые сегодня с успехом выступают на мировых сценах. Так, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, голос которой стал украшением заключительного дня фестиваля, Регина Рустамова родилась в Баку, но уже 13 лет выступает на сцене Мариинки. В беседе с "Вестником Кавказа" певица рассказала о фестивале и о выступлениях в родном городе.
- В этом году Министерство культуры проводило фестиваль имени Узеира Гаджибекова с особым размахом. Каковы ваши впечатления от выступления?
- Фестиваль в Баку проходит на очень высоком уровне, в нем задействованы лучшие музыкальные, культурные силы нашей страны - Государственный симфонический оркестр, с которым работает великолепный, замечательный, талантливейший молодой дирижер, ученик Рауфа Абдуллаева. Работали все вместе: солисты из разных стран, оркестр, дирижер, Министерство культуры, которое взяло на себя организацию проекта. Не было никаких неудобств, неполадок с рейсами, с проживанием. Было очень комфортно всем.
- Вас объявили перед выступлением как российско-азербайджанскую певицу. Насколько вам импонирует амплуа связующего звена в культурной сфере между Азербайджаном и Россией?
- Мостик в культурной сфере с Санкт-Петербургом был установлен Султаном Гасымовым, новым генеральным консулом в Санкт-Петербурге, который очень любит искусство, разбирается в искусстве, ходит на спектакли. Он, познакомившись со мной и с ведущим премьером балета Тимуром Аскеровым, который танцует в Мариинском театре, заметил, что мы стали первыми артистами, которые работают в Мариинском театре и являются гражданами Азербайджана, получившими звание заслуженных артистов Азербайджана. Теперь в программках Мариинского театра люди, читая о выступлениях с нашим участием, видят слово "Азербайджан". Это очень важно. Многие журналисты и критики в России также подчеркивают в своих статьях, что несмотря на достаточно молодой возраст, я уже опытная певица и являюсь заслуженной артисткой Азербайджана. Азербайджанское гражданство я не меняла, хотя уже 13 лет живу в России, имею разрешение на временное проживание в стране, трудовую книжку и все остальные привилегии гражданина России.
Я имела честь несколько раз становиться лауреатом первых премий международных вокальных конкурсов, где представляла всегда Азербайджан. Также и на фестивалях, на концертах я всегда представляю свою страну.
В Баку меня было немного выступлений, зато все значимые. 10 лет назад я дебютировала здесь с партией Кармен на сцене Азербайджанского театра опера и балета имени Ахундова. В марте этого года я получила приглашение от Азербайджанского театра опера и балета на партию Амнерис в опере "Аида". Приехала, спела, после чего получила приглашение от Министерства культуры уже на этот фестиваль. То есть Азербайджан меня не забывает, не оставляет, и я его тоже.
- Как вы начали выступать в Мариинском театре?
- Это произошло случайно. Учась на последнем курсе Бакинской музыкальной академии, я поехала на конкурс Римского-Корсакова в Санкт-Петербург. Министерство культуры и туризма Азербайджана мне и еще нескольким студентам консерватории купило билеты, оплатило проживание. Тогда я получила приглашение от Ларисы Гергиевой на стажировку в Академии молодых певцов Мариинского театра. Я еще училась в Баку, поэтому пришлось обратиться к ректору Бакинской музыкальный академии Фархаду Бадалбейли с просьбой отпустить меня, но разрешать приезжать сдавать экзамены. Он дал свое разрешение, а Министерство культуры и туризма снова меня поддержало, оплатив билет до Петербурга.
В Петербурге меня поддержал сам Мариинский театр, который полностью оплачивал мое обучение, делал все для того, чтобы я могла достойно жить и заниматься. После года обучения я дебютировала на сцене Мариинского театра с Валерием Гергиевым. Мы играли "Сон в летнюю ночь" Бенджамина Бриттена. Спектакль сложный, музыка современная; она достаточно популярная в мире и России, но в Азербайджане пока еще не ставилась. В ней, кстати, есть прекрасная партия для контратенора, которых в мире очень мало, а у нас есть потрясающий азербайджанский певец Ильхам Назаров. Так что, если оперу здесь поставят, есть кому петь главную мужскую партию.
- В чем особенности выступления перед родной публикой?
- Волнительно. На всех моих выступлениях присутствует педагог по вокалу - доцент БМА Светлана Мирзоева, а также мой концертмейстер - Илаха Садыхзаде, которая создала оркестр барочной музыки D’accordo и является его руководителем. У них, кстати, много интересных проектов: они выступают в Азербайджане, гастролируют и по России, и за рубежом. Я лично присутствовала на их концерте в Петербурге, который прошел с большим успехом. Также здесь много моих коллег, однокурсников. В оркестре, например, играют четыре моих однокурсника. Поэтому для меня выступление на родине – большая ответственность. Моя мама и все родственники живут в Баку, все ждут, чтобы я хорошо выступила. Нельзя их подводить.
- Чем отличается азербайджанская публика от российской?
- В Петербурге, так как это культурная столица, все оперу очень любят, очень ждут. Некоторые специально готовятся к конкретным выступлениям. Если даже артист не очень хорошо выступил, зрители, поддерживая его, бурно аплодируют. В Баку на такого рода мероприятия ходят в основном музыканты, хорошо подкованные люди, связанные с музыкой, или же люди, которые вообще с музыкой никак не связаны. И тем, и другим понравиться сложнее, надо поразить своим искусством и завоевать их внимание. Азербайджанская публика не сразу принимает. Она сначала должна узнать, понять, полюбить. Тогда люди уже будут относиться к вам со всей душой.
- Многим современным азербайджанским оперным исполнителям удалось добиться международного призвания?
- Сейчас мир открыт для молодежи, можно повсюду ездить. У нас очень много потрясающих артистов за рубежом, которые учились за границей, там работают. Магеррам Гусейнов, Эльчин Азизов, Азер Рзазаде, потрясающий тенор, который поет в Италии главные теноровые партии, Аваз Абдуллаев, который работает в Германии, Динара Алиева, наша величайшая оперная дива, поет в Большом театре, но имеет множество заграничных контрактов…