Вестник Кавказа

Николай Луганский: "В Азербайджане замечательные музыкальные традиции"

Николай Луганский: "В Азербайджане замечательные музыкальные традиции"

В минувшее воскресенье в Баку в рамках Дней российской культуры в Азербайджане прошел концерт солиста Московской государственной филармонии, народного артиста и лауреата Государственной премии России, пианиста Николая Луганского. Своими впечатлениями он поделился с "Вестником Кавказа".

- Какого выступать с азербайджанским симфоническим оркестром?

- С этим оркестром я выступал впервые. Учитывая, что была всего одна репетиция, должен сказать: все большие молодцы, и маэстро замечательный. В целом, я доволен.

- Многие ожидали, что вы как руководитель фестиваля Рахманинова будете играть именно Рахманинова. Почему выбор пал на Прокофьева?

- Я предложил [организаторам] на выбор несколько концертов: Брамса, Прокофьева, Рахманинова. Выбор пал на второй концерт Сергея Прокофьева. А Рахманинова я играл на бис.

- Вы играли в зале им. Муслима Магомаева, который считается основателем азербайджанской классической музыки, дедушки всем известного Муслима Магомаева…

- В Азербайджане вообще замечательные музыкальные традиции. Здесь творили прекрасные композиторы – Кара Караев, Фикрет Амиров. До этого я был в Баку в 1988 году. С тех пор здесь все сильно изменилось, но остался замечательный город с большими традициями. Даже на примере оркестра, с которым я играл - они играют самую разную музыку, владеют разными стилями.

- Что вы думаете о будущем классической музыки? Есть мнение, что ее популярность падает. Что нужно сделать для популяризации классической музыки?

- Не думаю, что популярность падает. Если сравнить, сколько зарабатывали композиторы Шуберт или Шуман с тем, сколько сейчас зарабатывают исполнители их музыки, сколько людей приходит в залы, то станет ясно, что сегодня значительно больше людей слушает классическую музыку, чем в XVIII-XIX веках. Многое зависит от страны, от места, но пока огромная масса людей может этим зарабатывать, смешно говорить о падении популярности.

Нужно просто приобщать детей к музыке, поскольку они слушают какую-то ерунду и по радио, и по телевидению, и по интернету. Нужно, чтобы они имели возможность слушать красивую музыку в раннем возрасте - Моцарта, Шуберта, Чайковского, Бетховена, а не ту, которая связана с очень большими децибелами и довольно простым ритмом. В самом юном возрасте нужно приобщать людей к музыке, тогда классика будет иметь больше слушателей.

- Вы выдвигали идею проведения уроков классической музыки в средних школах. Это поможет популяризировать классику?

- Конечно, поможет. Классическая музыка направлена на одного человека. Гнаться за тем, чтобы аудитория состояла из сотен тысяч, миллионов, не нужно. Если с помощью этих уроков еще несколько человек начнет слушать классику, то это уже будет прекрасный результат. Приобщаться к такому искусству в семь лет намного проще, чем в сорок. Нужно дать детям возможность слушать классику, давать хотя бы минимальные объяснения. Хотя те, кто рожден с любовью к музыке, начнут слушать ее и без объяснений.

- Вы много лет преподаете в консерватории. Каково состояние музыкального образования сегодня?

- Я минимально преподаю - как ассистент профессора. Своего класса у меня нет, поэтому сложно делать выводы. Фортепьянный уровень в Москве всегда был и остается очень высоким. Даже если я прихожу раз в месяц в консерваторию, то мне всегда интересно кого-то послушать. Может быть, уровень скрипачей когда-то был чуть выше. Может быть, уровень деревянных духовых сейчас стал выше. Все меняется. Но Москва остается одним из центров мирового музыкального образования.

- Нет ощущения, что в последние годы центр смещается в Азию?

- Но это не из-за того, что в Европе хуже. Просто и китайские, и корейские, и японские музыканты сделали огромный шаг вперед, в том числе в плане массового образования.

- У них началась мода на классику?

- Не думаю, что это только мода. 15-20 лет назад это можно было назвать модой. Тогда считалось, что в Азии  очень сильные исполнители, но недостаточно глубокие музыкально. Однако сейчас это не так. Уже второе, третье поколение музыкантов живет в классической музыке. Помимо виртуозов и профессионалов есть очень тонкие, глубокие музыканты. Сейчас это важнейший регион в мире для классической музыки. 

14670 просмотров