Вестник Кавказа

Михаэль Токусс: "Перспективы экономических отношений Европы и Ирана выглядят удручающе"

Dlf

США под руководством президента Дональда Трампа заняли крайне жесткую позицию в отношении Ирана. Республиканская администрация, буквально следуя лозунгу Джорджа Буша "кто не с нами, тот против нас", фактически поставила весь остальной мир перед выбором: либо прекращать любые торгово-экономические связи с Ираном, либо забыть про рынок США и страдать от американских санкций вместе с иранцами.

Возвращение Вашингтона к политике тотальных экономических санкций против Ирана, первый пакет которых вступил в силу на днях, стал болезненным ударом по Евросоюзу и, в особенности, Германии. ФРГ имела большие надежды и осязаемые перспективы закрепиться в качестве ведущего игрока на иранском рынке, и стала одной из первых стран после заключения "ядерной сделки" с ИРИ, пославшей туда крупную экономическую делегацию во главе с министром экономики. Сегодня официальный Берлин на словах всячески поддерживает продолжение бизнеса с Ираном. Директор Германо-иранской торговой палаты Михаэль Токусс рассказал в интервью Dlf о проблемах, с которыми уже сегодня столкнулись немецкие предприниматели, ведущие бизнес в Иране. По мнению Токусса, немецкий бизнес не чувствуют реальной поддержки своего государства, которое ведет себя "беспомощно". Все меры, озвучиваемые Германией и ЕС, недостаточны, а перспективы экономических отношений Европы и Ирана в сложившихся условиях выглядят удручающе. "Вестник Кавказа" предлагает вниманию читателей перевод интервью Михаэля Тоскусса.

- Можно ли упрекать немецкие предприятия в том, что торговле с Ираном они предпочитают торговлю с США?

- Думаю, эта обсуждаемая альтернатива, является ошибочной. Мы наблюдаем, что крупные предприятия, например "Мерседес", замораживают бизнес-активность в Иране. Эти предприятия, имеющие филиалы в США, даже являются там публичными акционерными обществами. Это те предприятия, которые мы потеряем. С другой стороны, есть большое число предприятий среднего звена, которые мы консультируем на протяжении многих месяцев и знаем, что они продолжат осуществлять экспорт в Иран.

- Но ведь и они столкнутся с возможными угрозами США?

- Теоретически – да. Вопрос состоит в том, насколько это будет иметь эффект на практике. В Германии действует от 5000 до 7000 компаний, имеющих регулярные торговые отношения с Ираном. И у нас есть опыт работы в 2012-2015 годы. Тогда действовали санкции ООН, санкции США и ЕС. В то время именно предприятия среднего звена позволили сохранить германо-иранские торговые отношения. Тогда мы экспортировали товары и услуги на сумму 2 миллиарда евро. Примерно треть экспорта Германии в Иран приходится на машины и оборудование. И эта часть экспорта приходится зачастую на предприятия среднего звена.

- То есть, вы не ожидаете серьезного уменьшения товарооборота из-за американских санкций против ИРИ?

- Мы не ожидаем серьезного уменьшения. Торговля сама по себе не является тем, что нас беспокоит. Нас разочаровывает то, что все проекты и дальнейшее развитие экономических связей, кооперация с иранскими предприятиями – все это однозначно не будет продолжено и не будет развиваться.

- Что должно произойти, чтобы продолжать сотрудничество?

- Сотрудничество можно было бы продолжить, если бы правительство ФРГ не вело себя так беспомощно, как сейчас. На протяжении многих дней иранская тематика обсуждается в СМИ. Но я не слышу высказываний на эту тему нашего министра экономики или министра иностранных дел. Ясное, конкретное заявление правительства по этой теме стало бы большой поддержкой. Предприятия ожидают решения структурных проблем, которое позволило бы фирмам сохранить свои бизнес-связи с Ираном. В первую очередь, это касается вопроса финансирования сделок. В данный момент нет проблем с получением денег от иранских компаний в Европе. Их переводят с помощью действующих в Европе иранских банков. Проблема в том, что многие немецкие банки идут на попятную и не готовы принимать эти деньги. В данный момент это основная проблема, с которой сталкиваются предприниматели, желающие сохранить бизнес с Ираном.

- Но это ведь частные банки. Что могут здесь сделать политики?

- Это частные банки, но есть также частично публично-правовые институты, и здесь были предложены некоторые решения. Например, была идея привлечь к финансированию Европейский инвестиционный банк. Еще одним путем могла бы стать оплата через Германский федеральный банк. Это все уже подробно обсуждалось в прошлом, но не было воплощено в жизнь. Политические заявления о том, что мы хотим поддержать Иран и сохранить с ним экономические связи – это, конечно, замечательно. Но фактически на данный момент эти заявления не имеют никаких практических итогов для компаний.

- Является ли Иран торговым партнером, на которого можно положиться?

- Иран на протяжении столетий является очень и очень надежным торговым партнером.

- Даже при нынешнем режиме?

- Даже при нынешнем режиме. Мы не сталкиваемся с задержкой или неосуществлением выплат, и мы можем рассчитывать на наши договоренности с иранцами. Экономика играет стабилизирующую роль, функцию объединяющего моста – особенно, когда политическая ситуация является сложной.

- Вы говорили о трудностях с банками. Но будь вы на месте директора международного банка, стали бы вы финансировать подобные сделки, осознавая, что столкнетесь из-за этого с проблемами с США?

- Я понимаю глобальные институты, которые до выступления президента Трампа 8 мая этого года в последние годы не поддерживали бизнес с Ираном. Но у нас есть 1100 независимых народных банков, и еще 480 сберегательных касс. И было бы странным, если бы не получилось привлечь хотя бы часть из них для финансирования сделок с Ираном. Подобное происходит. Но по этому вопросу ведутся переговоры между банками, и политики эти переговоры не поддерживают.  

- Вы это критикуете. Но ведь министерство экономики ФРГ заявило, что продолжит давать гарантии на экспортные и инвестиционные сделки. Вы считаете это важным сигналом?

- Эти гарантии действуют с 2016 года. Но согласно имеющимся в моем распоряжении документам, до сих пор этот механизм был задействован лишь в 20 случаях. Эти гарантии помогают лишь тогда, когда у вас есть банк, готовый профинансировать сделку. И именно здесь кроется проблема. Проблема заключается не в том, чтобы застраховать риски, а в том, чтобы найти банк, который готов профинансировать проект на сумму 20, 30, 40 миллионов евро, например, в области альтернативной энергии в Иране. Если у меня есть такой банк, то я могу застраховать эту сделку.

- То есть экспортные гарантии без банковской поддержки бессмысленны?  

- От этого ни вреда, ни пользы. Точно так же как и от "блокирующего статута" ЕС. Это хороший политический сигнал, замечательно. Но если вы рассмотрите его детали, то поймете, что для задействования этого механизма немецкие предприятия должны доказать в суде, что заключенная с иранской стороной сделка не была осуществлена именно из-за американских санкций. Совершенно неясно, как правительство собирается выплачивать компенсации пострадавшим предприятиям. Я не могу себе представить, чтобы правительство ФРГ арестовало собственность США на территории Германии. То есть, как видите, это более политическое заявление, нежели практическое.

- С помощью этого "блокирующего статута", о котором вы говорите, ЕС хочет запретить своим членам придерживаться американских санкций. Вы поставили этот механизм под сомнение. Что вы в этом случае посоветуете немецким предприятиям?

- Очень многие немецкие предприятия работают над этой темой, начиная с 8 мая, когда господин Трамп выступил с известной речью. Компании разделились условно на две большие группы. С одной стороны, это крупные предприятия, имеющие филиалы в США и даже имеющие право на продажи акций на американской бирже. Эти предприятия должны быть крайне осторожными, поскольку США имеют на них прямое влияние. Вторая группа предприятий, значительно более многочисленная, в лучшем случае поддерживает лишь торговые связи с американским рынком. Эти предприятия составляли в прошлом хребет германо-иранских экономических отношений, продолжая поддерживать их в аналогичных ситуациях в прошлом - даже в период санкций.

19190 просмотров