Сегодня в Баку состоялась пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля "Шелковый путь". На полях этого события "Вестник Кавказа" побеседовал с заслуженным деятелем искусств Азербайджана, композитором и дирижером, популяризатором азербайджанской симфонической музыки и мугама в Канаде, председателем международного комитета "Шелковый путь" Niagara Music и президентом Центра Гейдара Алиева в Канаде Исмаилом Гаджиевым о современной азербайджанской музыкальной культуре и ее продвижении на международной арене.
- В первую очередь, расскажите, пожалуйста, об азербайджанской музыке на фестивале Niagara Music.
- Я являюсь председателем комитета "Шелковый путь" международного Ниагарского музыкального фестиваля и главным дирижером оркестра "Шелковый путь", более 10 лет мы ежегодно участвуем в этом событии. Это очень интересный фестиваль, который проходит летом в Канаде и длится по 40 дней. Прежде там была, в основном, классическая музыка и современная музыка, а мы привнесли в него новое веянье в виде музыки Востока. За это время восточная музыка приобрела очень большую популярность на Ниагарском фестивале. Сейчас туда приезжают наши лучшие исполнители и мугаматисты. Мы делаем аранжировки классического оркестра и камерного оркестра вместе с нашими известными музыкантами, часто победителями мугамных конкурсов в формате музыкального трио и в классическом составе. На эти выступления Азербайджан выделяет нам материальную помощь, очень хорошо нам содействуют Министерство культуры и Фонд Гейдар Алиева. Также мы активно сотрудничаем и дружим с турецкой диаспорой в Канаде, участвуем в их фестивалях, и, естественно, проводим знаменательные даты, связанные с Азербайджаном.
- Как появилась идея фестиваля "Шелковый путь" в Азербайджане?
- Однажды, когда нынешняя глава Союза композиторов Азербайджана Фирангиз Ализаде еще жила в Германии, а я уже жил в Канаде, она мне позвонила, сообщила, что едет в Баку, и пригласила меня съездить в Азербайджан. Когда я приехал сюда, у меня возникла идея музыкального фестиваля, с которой я поехал в Шеки, встретился с главой исполнительной власти, он подготовил очень хорошее пригласительное письмо на английском и азербайджанском языках, все как полагается по закону, снабдил меня подарками для всех участников, включая кялагаи и знаменитую шекинскую пахлаву. Музыканты были очень тронуты такими подарками.
- Как вы оцениваете роль Фонда Гейдара Алиева, в частности, первого вице-президента Азербайджана, президента Фонда Мехрибан Алиевой в развитии современного азербайджанского искусства?
- Для того, что сделала Мехрибан-ханум для азербайджанской музыки, мало просто слов. Мы все очень благодарны ей за ее работу. Благодаря ее поддержке на Niagara Music мугам завоевал не только популярность, но и любовь, 8 лет назад мы даже сделали ее день рожденья 26 августа международным днем мугама на Ниагаре в знак благодарности и признательности Мехрибан-ханум. Тогда еще мы выдвинули Мехрибан-ханум на звание женщины XX века. В настоящий момент я зарегистрировал на государственном уровне World Academy of Azerbaijani Mugham имени Мехрибан Алиевой и собираюсь сделать ее презентации в престижных местах в Индии, Германии, Канаде и других странах. Мы благодарны ей за то, какое внимание оказывается и какое значение придается классической музыке, выросшей из мугама. В организации "Шелкового пути" в Шеки меня в первую очередь поддержал Фонд Гейдара Алиева, и сейчас мы тоже продолжаем творческое сотрудничество. В Париже под эгидой Фонда Гейдара Алиева был арендован почти на две недели небольшой городок, и все наше искусство, в том числе кулинария, народная музыка, классическая музыка были там представлены. Лучшие образцы наших великих писателей – Насими, Физули, Низами – изданы на французском языке в высочайшем качестве. Французы были просто поражены всем этим, а ведь для того, чтобы удивить французов, утонченную нацию, нужен очень большой культурный горизонт. Так что дай Бог здоровья Мехрибан-ханум для ее очень ответственной работы. У нее великая миссия перед азербайджанским народом, и я верю в ее силы, в ее могучий талант. Думаю, развитие культуры Азербайджана – это сейчас главное. Как в свое время говорил Гейдар Алиевич Алиев, у нас много богатств, а культура – самое главное богатство, которым мы можем покорить мир.
- Кто из музыкантов повлиял на вас в наибольшей степени?
- Я воспитанник, прежде всего, Азербайджанской консерватории времен композитора Кара Караева. В Петербурге я учился в одно время с Валерием Гергиевым у легендарного профессора Ильи Мусина, педагога Юрия Темирканова, Василия Синайского и многих других знаменитых дирижеров. После окончания консерватории мне посчастливилось работать ассистентом великого дирижера Евгения Александровича Мравинского. Он в свое время открыл "зеленый свет" для азербайджанской музыки, благодаря ему мне удалось в честь столетия Узеира Гаджибекова получить разрешение сразу на два отделения азербайджанской музыки (хотя обычно на концерте у меня было одно отделение классическое, одно – азербайджанское, чтобы собирать публику). Самое интересное, что записывал азербайджанскую музыку не только я, но и главный дирижер Ленинградской филармонии Александр Сергеевич Дмитриев – он записал на диск третью симфонию моего отца Ахмеда Джевдета Гаджиева, посвященную Дмитрию Шостаковичу. Дирижер Большого театра Фуат Мансуров продирижировал для записи четвертую симфонию моего отца.
- Поддерживаете ли вы в настоящее время контакты с другими учениками Ильи Мусина – Валерием Гергиевым и Юрием Темиркановым?
- Конечно, и это одна из причин, почему я приехал сюда. Сейчас мы с Валерием Гергиевым организуем большой музыкальный проект. Ради этого я езжу в Москву и Санкт-Петербург, посещаю его концерты, постоянно с ним общаюсь на этот счет. Вместе с его другом, известным пианистом Александром Торадзе, у нас образовалась такая, можно сказать, восточная тройка. Валерий Гергиев очень горит нашей идеей, ведь он любит Кавказ и всегда хотел провести фестиваль кавказской музыки. В нашем проекте будут участвовать такие знаменитые дирижеры, как Зубин Мета, Юрий Темирканов, Владимир Федосеев, Геннадий Рождественский, с которыми я уже встречался и получил добро. Темирканов приезжал в Баку, здесь мы с ним тесно общались, как и в Санкт-Петербурге, в моей alma mater. По сути, это будет более широкий размах нашего нынешнего "Шелкового пути", мы будем говорить с Фирангиз-ханум о том, войдет лишь этот фестиваля в контекст нашего большого проекта. Кстати, Гергиев сказал, что свое выступление, посвященное столетию моего отца, он начнет с его знаменитой симфонии "Человек. Земля. Космос".
- Будут ли какие-либо еще мероприятия в рамках столетия Ахмеда Джевдета Гаджиева?
- Их множество в самых разных странах. Они уже идут. Недавно в Карнеги-холле состоялся концерт, и впервые в этом зале звучала классическая азербайджанская музыка. Мы издали его произведения в Англии, провели конкурсы во Франции и в Швейцарии. Победитель конкурса сыграл в резиденции ООН, где прошло целое мероприятие с награждением лауреатов, участием послов и представителя Азербайджана в ООН Яшара Алиева. И это только начало. Самые главные мероприятия будут связаны с Россией и с Валерием Гергиевым, проведение концертов с музыкой моего отца в Москве и Санкт-Петербурге – это самое важное и для меня, и для всего Азербайджана. Прозвучит опера "Вэтэн", которую мой отец написал вместе с Кара Караевым, будучи студентами Московской консерватории, и за которую они были удостоены Сталинской премии, их портреты висели рядом с портретами Прокофьева и Шостаковича. И сейчас мы собираемся возродить эту гениальную, незаслуженно забытую оперу, я работаю над этим. Безусловно, она будет поставлена на сцене Большого театра.