16 марта гению азербайджанского джаза Вагифу Мустафазаде исполнилось бы 79 лет. В преддверии этой даты в клубе Игоря Бутмана собрались друзья и коллеги Вагифа, поклонники его музыки и просто любители джаза. Специальным гостем вечера стал сам маэстро Игорь Бутман, который рассказал "Вестнику Кавказа" о Вагифе Мустафазаде и в целом о музыке.
- Вы были знакомы с Вагифом Мустафазаде?
- Мы познакомились много-много лет назад, в начале моего творческого пути, на фестивале в Ленинграде, который называется "Осенние ритмы". Все его выступления и общение с этим вдающимся музыкантом всегда вызывали у меня бурный восторг. У Вагифа было прекрасное чувство юмора, великолепное знание джаза, традиций. Он был оригинален в своих азербайджанских мугамах. Все это он так органично сплетал, что, слушая его, я просто улетал в своей фантазии.
Мы вместе играли на пятом этаже во Дворце культуры Кирова, где был джаз-клуб "Квадрат". Это тоже незабываемые впечатления. Он рано ушел из жизни, но оставил огромное наследие. Многие живут долго, но ничего не оставляют после себя. Пластинки Вагифа занимали высокие места, получали хорошую критику, но самое главное, что они до сих пор нравятся, до сих пор актуальны.
Мы будем всегда вспоминать Вагифа, думать о том, какой он был великолепный музыкант, какие в Советском Союзе были джазовые таланты, и он - один из них – оригинальный, блестящий, выдающийся.
- Он повлиял на ваше творчество?
- Конечно. Мы все связаны с востоком, и в его проявлениях мугам занимает особое место. Мы изучали, анализировали музыку Вагифа, на которую оказал влияние мугам, и поэтому в нашей музыке есть вещи, похожие на музыку Вагифа, на восточную музыку.
- Сегодня Баку позиционирует себя как столица джаза. Вы согласны с таким определением?
- Баку всегда был музыкальным, интересным, интернациональным городом, производящим великих музыкантов. Сейчас растет много талантливой молодежи. С [азербайджанским пианистом и композитором] Исфаром Сарабским мы играли на первом гала-концерте всех звезд Всемирного дня джаза. C [азербайджанской джазовой исполнительницей и композитором] Азизой Мустафазаде мы играли в Лондоне. Так что каждый город имеет право называться столицей благодаря своим талантам. Отдавать какому-то одному городу предпочтение нельзя. С другой стороны, каждый город имеет свою традицию, свою интонацию, свои таланты. Поэтому я отношусь ко всем городам очень хорошо, тем более к Баку, который всегда вызывал особый трепет. Надеюсь, мы еще будем приезжать туда, выступать и творить вместе с музыкантами из Азербайджана, из Баку.
- Насколько творчество Вагифа Мустафазаде интернационально?
- Джаз родился в Америке на стыке культур – африканской и европейской. Великие музыканты всегда изучают традиции и интонации других народов. Если в ансамбле встречаются американец, русский, индус, азербайджанец, то их творческий потенциал велик. Музыка – искусство интернациональное, даже если оно национальное. Оно сближает людей, дает радость, эмоции, переживания, момент отвлечения от насущных проблем, которые ничто по сравнению с великими произведениями искусства. Но люди, к сожалению, не могут все время слушать музыку или смотреть на картины. При этом, если бы не музыка, не искусство, то на земле был бы хаос.
Мы все интернациональны, но у каждого есть своя идентичность, национальность, своя культура, свои традиции. Каждый народ хочет поделиться своими радостями, а искусство – одна из радостей. Если нашему народу хорошо с этой интонацией, с этим ладом, мы дарим его другим. Восточные страны, Индия, Китай, подарили пентатонику. Азербайджан подарил восточные фригийские лады. Венгры свое. Русские свое. Африканцы добавили свой ритм. Евреи, молдаване, болгары добавили свои сложные размеры. Им сложно играть на четыре четверти, а нам - на семь восьмых или на тринадцать восьмых. Но мы преодолеваем себя, получая от этого удовольствие. Для музыкантов это вызов - перенять какую-то культуру. Недаром стиль называется "фьюжн" (сплав). Как раз в стиле фьюжн и работал Вагиф Мустафазаде. Но главное не что играть, а как играть. Талант интернационален, он не принадлежит одному народу. Все любят читать Пушкина, все слушают Вагифа Мустафазаде, все слушают Чайковского и читают Омара Хайяма, и все довольны.