Вчера генсек ООН Пан Ги Мун подтвердил, что получил от сирийских властей письмо с просьбой присоединиться к международной конвенции по запрещению химического оружия и приветствовал намерение Дамаска. По словам Пан Ги Муна, комиссия экспертов ООН по химоружию вернется в Сирию и посетит Алеппо для инспекций. О том, как могут развиваться события вокруг Сирии «Вестнику Кавказа» рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
- Как будет развиваться урегулирование сирийского кризиса, и как в этой связи Вашингтон будет строить свои отношения с Россией и с государствами Южного Кавказа?
- Ни малейшего отношения к сирийской теме отношения России и Соединенных Штатов или отношения Америки со всем постсоветским пространством от Прибалтики до Центральной Азии через Кавказ не имеют. Есть американская политика относительно бывшего Советского Союза – России или Украины, Беларуси или стран Прибалтики, Закавказья или Центральной Азии, Казахстана. Эта политика идет сама по себе. И здесь сделать ничего нельзя. Никак на нее повлиять нельзя. Можно выстраивать какой-то свой диалог с той или иной постсоветской столицей (с Ереваном, с Тбилиси, с Баку), понимая, что никаких ресурсов, финансовых, военных, политических, для того, чтобы перебить или перекупить у Америки кого-то у нас нет. В свое время мы уже столько у США перекупали народу по Африке, Азии и даже Латинской Америке, что обанкротили и развалили Советский Союз. Какой смысл пускаться в совершенно бессмысленную гонку за никому не нужными комплиментами и аплодисментами руководству страны в той или другой столице?
Сирийская ситуация в данном случае показала, что российское и американское руководство, по крайней мере, могут разговаривать. Несмотря на то, что особой безумной любви между российским и американским президентом нет, тем не менее, какие-то разумные, с точки зрения Америки, вещи были восприняты. Уже радует.
Потому что, к сожалению, тяжелейшая деградация политического истеблишмента, экспертного сообщества Соединенных Штатов, кадровая деградация по качеству приводит к решениям вроде поддержки радикальных исламистов по всему Ближнему и Среднему Востоку от Афганистана до Ливии. Результат этого – полный провал Америки везде, чрезвычайная опасность повышения радикального исламизма по уровню угрозы. Достаточно вспомнить 11 сентября. Но и для России провал Америки ничем хорошим не закончится, потому что люди, которые сегодня взрывают Соединенные Штаты или атакуют американских дипломатов, России не друзья. И никакая радость по этому поводу совершенно не уместна.
- А что можно ждать от развития ситуации в Сирии, будут ли сбываться прогнозы вроде тех, что предстоит большая война на Востоке?
- Конечно, будет большая война на Ближнем Востоке. А как же! К ней все и идет. Большая суннито-шиитская война, большая битва ортодоксов суннитского мира, и здесь выделяется ваххабитский тандем – Катар и Саудовская Аравия, а также турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган лично. Так уж получилось, что премьер-министр Турции крайне агрессивен и крайне активен с продвижением своего исламского проекта, новой Оттоманской портой и себя в виде нового султана. Что теперь с этим можно сделать?! Это есть некая реальность, данная нам в ощущениях. К этому можно попытаться быть готовым, можно попытаться минимизировать последствия всего этого безобразия на российской территории, но остановить это невозможно. Нельзя остановить цунами, нельзя остановить рассвет или закат. Есть некоторые закономерные исторические процессы.
- И вопрос, связанный с химическим оружием. У Ирана вроде бы есть доказательства того, что это именно оппозиция применяла химическое оружие в Сирии….
- Каждый кулик свое болото хвалит, поэтому оппозиция много раз говорила о химическом оружии Асада, и каждый раз проваливалась и много раз пыталась организовать некие провокации для того, чтобы втянуть Запад в некую интервенцию против Асада. Иранцы в данном случае, скорее всего, правы. Более того, помимо иранцев есть доказательства из совершенно нейтральных источников, а том числе, есть информация от людей, которых оппозиция держала в плену, держала в качестве заложников из числа западных корреспондентов и профессионалов, которые просто симпатизировали оппозиции и как-то перестали ей симпатизировать. К огромному сожалению, похоже, что компоненты химического оружия сегодня у террористических группировок, воюющих против Асада, есть.