Федеральная резервная система США накануне приняла обещанное решение поднять базовую ставку, установив ее на уровне 0,5%-0,75% (против прежних 0,25%-0,5%). Рынки мгновенно отреагировали на это падением всех основных валют и цен на нефть к доллару, однако сегодня ситуациях на биржах выровнялась. О там, какое влияние на самом деле новая базовая ставка ФРС США окажется на мировые финансы, "Вестник Кавказа" побеседовал с главным экономистом "ПФ Капитал" Евгением Надоршиным.
- В первую очередь, Евгений Равхатович, каковы причины роста базовой ставки ФРС США?
- У этого события есть несколько причин. Основная среди них – заметное оживление американской экономики и неплохие темпы экономического роста. По последним оценкам, они превысили 3%, что можно считать весьма высокими темпами роста для экономики такого размера. Другая причина – это угроза увеличения инфляционного давления. Хотя текущая инфляция в США не так высока, но зарплаты растут довольно динамично, безработица снизилась внушительно, находясь сейчас на многолетнем минимуме, а это создает угрозу быстрого ускорения темпов инфляции. Собственно, это ФРС и констатировала, улучшив прогноз и по динамике потребительских цен, и по темпам экономического роста, а затем подняла ставку.
- Насколько ФРС США при принятии подобных решений учитывает их влияние на мировые рынки?
- Практически не учитывает (безусловно, из этого правила бывают исключения, но они редки). Не дело Федеральной резервной системы США – беспокоиться о рынке России или рынке какой-либо другой страны. Будучи национальным регулятором, она интересуется, прежде всего, ситуацией в американской экономике. Поэтому от ФРС можно ожидать, что она может принять во внимание дискомфортность своих решений для каких-то рынков, но едва ли стоит рассчитывать, что из-за этого она будет их отменять.
- Насколько сильное давление окажет на рубль этот подъем ставки на четверть процентного пункта?
- Доллар более чем на рубль подрос по отношению к лучшим значениям последних дней, на пике превышал 62 рубля. Сейчас ситуация немного откатилась, но я не уверен, что она удержится. В моем представлении, скорее, более оправданы более низкие значения рубля по отношению к доллару, в том числе и исходя из роста ставки ФРС. Напомню, что это событие было заранее известным, повышения ставки ожидали многие, а изменение прогноза в лучшую сторону, судя по реакции рынка, мало кто ожидал.
- Будет ли значительным влияние этого события на цены на нефть, которые в последние дни росли на соглашении стран-экспортеров о сокращении нефтедобычи?
- Коррекцию вниз мы уже видим, а дальше нужно следить за поведением рынков. В целом, не сам рост ставки на конкретный уровень, а ожидание ее изменения будет влиять на цены на нефть. Напомню, что ФРС опубликовала прогноз, в котором она ожидает три повышения ставки в следующем году против двух в предыдущем прогнозе. Сейчас рынок уже закладывает в цены более быстрое повышение ставки в следующем году, нежели в 2015 и 2016 годах и в прежних прогнозах на 2017 год. Это точно будет негативно сказываться на ценах на нефть, хотя и не будет единственным фактором влияния. Я хочу сказать, что вовсе не гарантировано, что соглашение ОПЕК и не-ОПЕК по сокращению нефтедобычи будут исполнены даже в первом полугодии. Поэтому дальнейшее поведение нефтяного рынка по-прежнему остается неоднозначным. Лично я полагаю, что нефть с нынешних уровней, скорее, будет падать, чем расти.
- Чего ждать от обещанных трех подъемов ставок в 2017 году?
- Если это будут действительно полностью ожидаемые события, они могут слабо влиять на положение дел: если участники заложат ожидания на должном уровне, они не станут на них резко реагировать. Однако, если ФРС во время подъемов, как сейчас, сможет чем-то удивить рынок, это будет вызывать соответствующую реакцию, удивление может быть как негативным, тогда будет падение цен на нефть и удешевление рубля, так и позитивным, тогда все наоборот. Представители ФРС неоднократно давали понять, что видят более быстрый темп увеличения стоимости денег при повышении ставок, нежели это закладывает рынок в свои ожидания, а потому не исключено, что от повышений базовой ставки стоит ожидать больше негативных для нас сюрпризов, чем позитивных.
При этом не стоит забывать, что само по себе повышение ставки ФРС не является негативным событием, оно связано с тем, что в экономике США все очень даже неплохо, и это именно то, что ей сейчас нужно. В то же время, для экономики России, которая все еще не может начать расти, любой фактор, негативно влияющий на цены на нефть, может стать препятствием для роста в 2017 году. Получается, что мы, в отсутствие собственной стратегии экономического развития, очень сильно зависим и от того, что делает ФРС, и от того, договорится или не договорится ОПЕК, и от того, что будет, например, в Китае, и так далее. Это большая проблема, что в отсутствие последовательной экономической политики мы, как корабль, плывем по волнам туда, куда дует ветер. При этом искать проблемы и причины за пределами России не нужно: если мы понимаем, что какой-то процесс, как тот же подъем базовой ставки ФРС, может оказаться негативным для российской экономики, мы должны предпринять меры, которые смогут сгладить его влияние на наш рынок.
Поэтому, если какие-либо проблемы из-за повышения ставок ФРС будут возникать у нас, в первую очередь это нужно адресовать нашей вялой и непоследовательной экономической политике, которая подставляет нас под внешние удары. Я в принципе исключаю возможность, что ФРС повышает свою ставку, чтобы кому-то навредить, их это вообще никак не интересует.