Гость программы «Трибуна» - сенатор от Волгоградской области, член комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова. С ведущим программы Владимиром Нестеровым она обсуждает социальную политику, в частности, государственную поддержку инвалидов.
-Долгое время в нашей стране слово "инвалид" звучало скорее как приговор, как колоссальное испытание. Если говорить о людях, у которых не врожденная, а приобретенная инвалидность, это, наверное, еще более тяжелое испытание. Человеку нужна и психологическая помощь и целый ряд мер для того, чтобы оставить его в социуме. Какая сейчас помощь оказывается инвалидам?
- Проблем здесь очень много, но и сдвиг в решении этих проблем тоже колоссальный. Мы очень благодарны, что программа "Доступная среда" будет продлена, потому что она является финансовым ресурсом для тех региональных программ, которые в рамках Конвенции о правах инвалидов сейчас мы начинаем в каждом конкретном регионе. Когда в регионах говорят, что у них нет возможностиделать что-то для инвалидов, это недальновидная политика руководителя.
Если инвалидность врожденная, то мы должны заниматься ранней помощью семье. В министерстве образования замечательная рабочая группа разрабатывает механизм оказания помощи семье еще на этапе профилактики нерожденного ребенка. То есть мы не ставим маму перед фактом, что у нее уже родился инвалид. Мы начинаем еще на этапе планирования беременности, в рамках ранней помощи взаимодействовать с мамами из группы риска.
У нас наконец-то перестали считать детей с ограниченными возможностями общим числом. Раньше мы не знали, сколько у нас в регионах слабослышащих, слабовидящих детей, сколько нам надо тифло-, сколько сурдо- переводчиков. Мы не знали, сколько мы должны оставить бюджетных мест для того, чтобы подготовку специалистов вести, потому что сельский учитель и олиго-, сурдо-, френо- педагог это разные специальности.
Сегодня в рамках Федеральной государственной программы мы начали в каждом регионе формировать свою базу и выходим на конкретные цифры. Появилась возможность отстаивать нужное количество коррекционных школ, которые, ну не все же мы закрыли по регионам, большей частью мы их оставили, вот сейчас у нас появилось основания для того, чтобы не просто оставить эти школы, а для того, чтобы расширить там, где это необходимо, либо расширить количество специализированных классов при обычных школах. То есть начиная грамотно государственную политику с самого начала, мы получили основание для формирования новых государственных программ в поддержку и людей с ОВЗ, и людей с инвалидностью.
В рамках реабилитации инвалидов идет взаимодействие с федеральными реабилитационными центрами, у которых есть возможность принимать такую категорию, но у которых намного лучшая финансовая база, потому что они и создавались в свое время как федеральные центры и комплектовались лучше, чем региональные. Соответственно у них и возможности сейчас более широкие.
Программа "Доступная среда" в комплексе мероприятий региональных программ выступает дополнительным источником в региональный бюджет. Созданы федеральные государственные образовательные стандарты для детей с некоторыми заболеваниями в начальной школе. Мы предусмотрели комплекты учебников, помощников, которые должны находиться возле этого ребенка во время образовательного процесса.
Программа "Доступная среда" позволяет нам составить дорожную карту по медицинским и по учебным образовательным учреждениям. Мы не ограничиваем родителей, чтобы они отдавали своего ребенка в обычное учебное заведение, но мы должны понимать, что сразу специальные условия для этого ребенка в классе и в школе не появятся. В некоторых регионах созданы уполномоченные по правам инвалидов, которые сейчас вместе с законодательной, с исполнительной властью формируют совершенно новый комплекс документов, которого ранее просто не было.
Создается реестр детей с ОВЗ, который послужит основанием для формирования квоты бюджетных мест и по регионам, и в федеральные вузы для того, чтобы мы смогли предусмотреть обучение помощников, которых в рамках концепции должны к каждому ребенку с ОВЗ или с инвалидностью прикрепить.
Недавно в Воронеже прошел форум по проблемам детей с аутизмом, в Пскове прошел форум, по итогам которого был принят огромный протокол с 10 приложениями в рамках рекомендаций правительством и разными профильными министерствами. Это новая работа, ее не было раньше. Общественность сегодня принимает активное участие в разработке новых программ. Надеемся, что людям с инвалидностью и с ОВЗ - и детям, и взрослым - в ближайшие 5 лет будет житься намного лучше, чем это было 5 лет назад.
- Время от времени поднимается вопрос обратного переименования Волгограда в Сталинград. Его озвучивали и в Госдуме. Мотиваций очень много, но одна из них то, что город-герой Волгоград само по себе не звучит. На ваш взгляд, имеет ли смысл обратно переименовывать город?
- Жители Волгоградской области знают три названия города. Сначала был Царицын, потом было название Сталинград, и уже вот сегодняшнее название города Волгоград. Особенно часто вопрос переименования встает перед каждыми выборами. Каждые пять лет у нас на повестке дня этот вопрос поднимает Коммунистическая партия. Есть решение городской Думы о том, что в дни памятных мероприятий, значимых для всего мира, Волгоград официально называется Сталинградом. Поэтому мы ничего здесь не видим, скажем так, умаляющего достоинства наших фронтовиков, которые к нам приезжают. Все мероприятия для людей пожилого возраста проводятся под эгидой Сталинграда.
Силами общественных организациймы проводили мониторинг - большая часть молодого поколения жителей города Волгограда склоняется к первоначальному названию, к Царицыну. Имена меценатов и благотворителей, которые были у нас до революции, после революции, связаны как раз с названием Царицын. У нас в музее естьКнига истории, где поименно записаны их вклады в денежном выражении, записаны исторические сооружения, которые они строили.
Сталинград, Волгоград, Царицын - мы знаем все три названия. Наши дети должны знать историю каждого поколения нашего города, потому что были достойные сыны на каждом этапе становления и развития нашего города. Мы уже 459 лет существуем, близится юбилей. В рамках развития внутреннего и въездного туризма семь природных парков, которые созданы на территории Волгоградской области, частично координируются с названиями Царицына. Поэтому было бы несправедливо говорить о том, что нам нравится только Сталинград. Наш губернатор недавно провозгласил Волгоградскую область центром духовно-нравственного и патриотического воспитания. Мы планируем природные парки и въездной туризм приурочить к нашим центрам духовно-нравственного воспитания, и начинались они с Царицына. Мы бережно относимся к истории нашего края. И с каждым ее этапом знакомим туристов. Нам нравится название Волгоград. Оно ассоциируется с названием реки, сейчас на берегу реки Волги продолжается строительство нового стадиона. Словом, нам кажется, что город очень гармонично развивается.