В Баку проходит международный симпозиум "Исламская цивилизация на Кавказе", организованный Азербайджанским институтом теологии, Центром изучения истории, искусства и культуры ислама Организации исламского сотрудничества и Институтом востоковедения им. академика Буниятова НАНА. На форуме выступают ученые, исследователи и эксперты по исламской цивилизации из России, Азербайджана Турции, Грузии, Ирана, Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдавии, США, Австралии, Египта, Саудовской Аравии.
В кулуарах форума председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам, доктор психологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета Алия Ольга Павлова рассказала "Вестнику Кавказа" об исламской психологии.
- Насколько сегодня востребована в целом исламская психология?
- Эта дисциплина очень востребована, она сейчас во всем мире переживает своеобразное возрождение, обращается к истокам, потому что в исламе накоплено большое количество психологических трудов. На прошлой неделе мы презентовали перевод на русский язык, выполненный в Азербайджане, написанной в IX веке книги исламского ученого Абу Зайда аль-Балхи, которая посвящена когнитивно-поведенческой терапии. Одновременно проводятся современные исследования психологических особенностей, психологической специфики мусульман в разных частях земного шара, организуется духовно ориентированная психологическая помощь, которая основана на вере личности. При этом используются самые современные подходы психотерапии, психологического консультирования. Исследования, которые проводятся на Кавказе, посвященные психологическим особенностям мусульман, их ценностям, идентичности, во многом помогают лучше понять психологию людей, исповедующих ислам, и использовать это в психологическом консультировании.
- Европейским мусульманам сегодня приходится сложно, поскольку на них отражаются действия террористов на Ближнем Востоке и в самой Европе. Как-то можно с этим бороться?
- Только мирным путем - показывать другое лицо ислама.
- Психология ислама может в этом помочь?
- Безусловно. Психология ислама раскрывает именно то, что ему присуще. Она показывает, какие психологические проблемы способствуют искажению религии. В своих психологических исследованиях мы демонстрируем, что те негативные проявления, которые связывают с исламом, например террористические и экстремистские, связаны отнюдь не с исламом, а с психологическими проблемами личностей, которые находят их них такой выход, такую реализацию. Конечно, наша задача - рассказать о том, какой ислам по-настоящему.
- Религия должна играть существенную роль в судьбе народа?
- А она итак играет. Религиозное мировоззрение и вообще все, что связанно с религией, будь то культура, культура быта, повседневные практики, это все пронизано исламом. Другое дело, что у разных народов может быть различная интерпретация неких социокультурных практик, бытовых норм, связанных с исламом. Многие особенности трансформируются в этнорелигиозные, которые как раз связаны с культурой народов. Мой доклад на бакинском симпозиуме - попытка посмотреть, что в ценностях мусульманских народов этнического, а что религиозного, психологическими методами изучить эту тему. Потому что на самом деле есть существенные отличия между тем, что диктует нам религия, и что диктуют нам традиции.
- Ваше исследование охватывает Северный Кавказ?
- Да. Чечню, Ингушетию, Кабардино-Балкарию.
- Есть между ними различия?
- В этом и дело, что есть вещи общие, которые объединяют народы, исповедующие ислам, а есть существенные различия.
- Где ислам доминирует над этническими особенностями?
- На северо-восточном Кавказе активная позиция в отношении ислама прослеживается больше. Там ислам - важнейшая часть мировоззрения, образа жизни, всех практик. На северо-западном Кавказе в меньшей степени это заметно, хотя тоже есть. Здесь уже многое зависит от каждой конкретной семьи, от каждого конкретного сообщества.
- Как бы вы в таком контексте оценили Азербайджан?
- Пока не могу сделать какой-то вывод. То, что я вижу внешне, мне очень нравится, но я не проводила здесь исследований, поэтому мне затруднительно оценить.
Я по национальности удинка. Удинский народ христианский, а я мусульманка. Мои предки родом из Габалы, а я впервые в Азербайджане и очень счастлива, потому что это для меня приобщение к корням. Я сегодня познакомилась с удинской общиной, для меня это очень важный момент. Я почувствовала на себе, что в Азербайджане развит мультикультурализм и взаимодействие разных общин, различных религий, различных этнических групп. Азербайджан в этом смысле мозаика культур и народов.