Россия готова продолжить переговоры со странами ОПЕК относительно заморозки уровня добычи нефти для стабилизации цен на нефть, сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. «Идея заморозки добычи нефти странами-производителями, осаждавшаяся в апреле, сыграла свою роль в стабилизации рынка. Спекулянты увидели, что страны-производители могут достигнуть договоренностей. Дверь для продолжения переговоров остается открытой, в случае возникновения такой необходимости», — сказал Новак. На вопросы «Вестника Кавказа» о готовности России к переговорам о заморозке добычи нефти отвечает аналитик ФК "Уралсиб" Алексей Кокин.
- Алексей Викторович, спекулянты увидели, что страны-производители могут достигнуть договоренностей?
- Спекулянты увидели именно это. Уже несколько дней рынок следует сигналу, который на самом деле послала Саудовская Аравия. Что касается заявления Новака, то это старая история - переговоры велись уже не раз, но никогда ни к чему не приводили. Россия могла бы пойти на какие-то шаги, если бы цена нефти была ниже $40. Но в нынешней ситуации я не вижу, что будут какие-то результаты достигнуты.
То есть Россия пойдет на переговоры. Скорее всего, она будет настаивать на том, чтобы все страны остановили добычу на уровне начала 2016 года. Возможет и нулевой вариант, когда все замораживают добычу на текущем уровне. Однако большого роста с нынешнего уровня добычи и так не будет в ближайшее время. Нулевой вариант выглядит, как ни к чему не обязывающий, но я думаю, что и на него не все согласятся. Так, у Ирана и Ирака есть достаточно известные планы роста. Ливия тоже вряд ли согласится.
России, Саудовской Аравии, Кувейту, Эмиратам можно было бы договориться о совместном снижении добычи, но пока ожидать, что практически вся ОПЕК пойдет на снижение, нереально. Такие переговоры можно вести до бесконечности.
Россия не будет предлагать никаких серьезных мер по снижению, если не будет падения цены на нефть ниже $40. Но я почти уверен, что этого не произойдет. Для России любое снижение уровня добычи, это серьезная проблема, серьезная трудность. Это дорогостоящее удовольствие, чреватое серьезными последствиями. Чтобы Россия пошла на снижение, нужна какая-то очень веская причина. Страна должна стоять на грани какой-то очень серьезной проблемы или катастрофы, но ничего подобного сейчас не происходит в принципе. Россия не стоит на грани никакой катастрофы, ее нефтяная промышленность чувствует себя достаточно прилично. По крайней мере, уж точно лучше, чем многие другие страны. Поэтому, максимум, что Россия может предложить, это заморозку, но даже с заморозкой не все согласятся.
- Заморозка нефтедобычи потенциально возможна?
- ОПЕК для того и существует, чтобы устанавливать квоты, максимальные потолки на добычу, однако в ОПЕК есть страны, которые имеют планы по наращиванию добычи. Я не вижу, чтобы Ирак и Иран так легко согласились на снижение добычи. Если иракцы могут еще поверить, что им сейчас выгоднее воздержаться от наращивания добычи, то Иран, думаю, принципиально будет делать все, чтобы наращивать объемы.
- В чем тогда суть заявления Новака?
- Формально это заявление - чистая правда, потому что Россия всегда будет идти на переговоры. Просто есть другие участники, которые, наверное, не поддержат российскую позицию. Если вы участвуете в переговорах, у вас есть два варианта.
Первый. Показать свою готовность идти на жертвы, и всех призвать идти на жертвы. Но Россия не будет идти на жертвы в виде снижения добычи, в этом я уверен. Это очень дорогостоящий ход для России, гораздо более дорогостоящий, чем для любой другой крупной страны-добытчика. Соответственно, такой жест переговорный не будет сделан.
Второй. Оставить все как есть. Тогда хотя бы не будет наращивания добычи. Это сравнительно бесплатный вариант, для России это не болезненно, так как она сильно не собирается наращивать добычу. Может быть, в пределах 1% в следующем году. Такое предложение легко внести. Но на него не согласятся вышеперечисленные страны.
Никто не знает, насколько гибкой является позиция Саудовской Аравии, насколько она блефует, «заговаривая» рынок. Возможно, что Саудовская Аравия на самом деле готова снижать добычу. Такая вероятность существует, потому что только сама администрация Саудовской Аравии знает истинное положение вещей с бюджетом страны. Но мне кажется, что эта вероятность того, что Саудовская Аравия готова снижать добычу, очень мала сегодня. Ее нельзя списывать со счетов и ясно, что рынок в нее верит. Но мне кажется, что она невелика, поскольку Саудовская Аравия все равно выдержит еще минимум год таких цен. За это время она сможет разорить часть своих конкурентов, привести к серьезному недоинвестированию в нефтяную отрасль в других странах. Это в последующие годы просто приведет к падению добычи нефти как за пределами ОПЕК, так и в некоторых странах ОПЕК. Тогда в эту нишу войдет саудовская нефть. Это будет прекрасный момент для завоевания новых рынков и одновременно роста цен на нефть. Надо просто продержаться еще немного и «убить» как можно больше конкурентов. Но вот, насколько может держаться Саудовская Аравия, это, конечно, вопрос. Готова ли она уже сейчас пойти на снижение, или она будет еще год продолжать? Это главный вопрос.