Смена американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ была ознаменована подробным заявлением уходящего с поста Ричарда Хогланда о принципах урегулирования нагорно-карабахского конфликта, какими их видят США. В заявлении Хогланд подчеркнул, что все оккупированные районы вокруг Карабаха (который должен получить временный статус), должны быть возвращены под контроль Азербайджана, а суверенитет республики над ними – восстановлен. Помимо этого он подчеркнул, что коридор между Арменией и Карабахом не должен охватывать весь Лачинский район, который также будет контролироваться Баку. "Вестник Кавказа" побеседовал о смыслах этого заявления и его соответствии российской позиции по решению проблемы Карабаха с ведущим экспертом политологического центра "Север-Юг".
- По вашей оценке, как это заявление характеризует позицию США по нагорно-карабахскому урегулированию – начал ли Вашингтон настаивать на фактических шагах решения конфликта?
- В первую очередь, его заявление – это в некотором роде пересказ Мадридских принципов, так как ничего кардинально нового не прозвучало: районы, которые являются оккупированными территориями Азербайджана с точки зрения международного права, в соответствии с Мадридскими принципами, возвращаются под юрисдикцию Баку. На мой взгляд, новизна заявления Хогланда связана с акцентом на необходимости миротворческой миссии, ведь такой прописанной необходимости ввода миротворцев в существующих документах нет, миссия допускается по желанию сторон, и если стороны будут выполнять достигнутые договоренности, нужды в миротворцах не будет. Здесь же у Хогланда подчеркивается, что гарантии выполнения шагов урегулирования обязательно должны быть закреплены миротворцами.
- Согласятся ли с этим требованием миротворческой миссии Баку и Ереван?
- Раньше миротворцев не было по компромиссному согласию, в соответствии с которым линия соприкосновения войск находится под колпаком неформальных договоренностей. Россия играла и играет в этих договоренностях основное связующее звено, в том числе в апреле 2016 года, когда механизм окончания боевых действий был связан со звонками в Москву и из Москвы. То, что цепочка контроля над боевыми действиями замыкается на Москву, - это был изначально единственный возможный вариант, ставший с 1994 года фактом местной геополитической реальности. Если бы, условно говоря, где-то в зоне конфликта были американские или НАТОвские военные базы и баланс сил участников Минской группы был иной, Вашингтон и Брюссель принимали бы более активное участие в контроле ситуации, но этого нет.
Что касается гипотетического сценария ввода миротворческой миссии, то ее состав будет совпадать с составом сопредседателей Минской группы ОБСЕ. При этом нужно понимать, что ввод миротворцев из трех стран начнет размывать влияние Москвы на ситуацию и сделает Вашингтон более активным игроком. Сейчас же этого нет, и Вашингтон лишь пытается найти некие линии, по которым он мог бы нарисовать картину своего будущего усиления влияния на регион, ведь, если смотреть на долгосрочную перспективу, будет сложно увидеть возможность продуктивного взаимодействия между Москвой и Вашингтоном по нагорно-карабахскому конфликту.
- Можно ли констатировать, что принципы Хогланда соответствуют позиции России, выступающей за территориальную целостность Азербайджана?
- Мадридские принципы были заявлены давно, им более 10 лет. За эти годы сменилась не одна президентская администрация в США, в целом в посредничестве по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Россия имела дело с администрациями Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего, Барака Обамы, теперь Дональда Трампа – а это все разные политические линии. Долгие годы атмосфера доверия между Москвой и Вашингтоном на карабахском треке была на порядок более теплая и позволяющая делать позитивные прогнозы, чем сейчас. Многократно в СМИ разных стран, которые как-либо участвуют в урегулировании конфликта, звучали тезисы о том, что Москва и Вашингтон договорятся. Но если они не договорились до сих пор по общим механизмам, которые позволили бы сдвинуть из застывшего положения процесс урегулирования, то оснований говорить, что теперь он приобретет некую иную динамику, нет.
Более того, поскольку конфронтация между Россией и Америкой по вопросам, связанным с Крымом и Украиной, только усиливается, США будут стараться вбить клин между союзниками и партнерами России на постсоветском пространстве – и среди участников ЕАЭС, в который входит Армения, и среди таких стран, как Азербайджан, который является достаточно важным стратегическим партнером для России. Америка не будет делать каких-либо движений в пользу укрепления российского влияния на Кавказе, а урегулирование конфликта по тем же Мадридским принципам, в целом, говорит об укреплении российского влияния.
- Можно ли ожидать, что Минская группа продолжит продвижение Мадридских принципов в качестве основы для урегулирования?
- Сейчас, скорее всего, никакого развития переговорного процесса не будет. Будут сделаны заявления, произойдут некие ситуационные подвижки, удастся организовать очередной раунд переговоров президентов, возможно, будут озвучены новые предложения – поскольку того требует необходимость поддержания посреднической работы в рамках Минской группы. Говорить о существенных подвижках я бы не стал, исходя из текущей ситуации в российско-американских отношениях. Если бы прогресс зависел, к примеру, только от Москвы, тогда мы бы обсуждали урегулирование в треугольнике Баку-Москва-Ереван. Возможностей и в целом расстановки сил в рамках этого треугольника не хватает для того, чтобы процесс урегулирования и территориальных перемен был сдвинут с мертвой точки.
- Какие факторы способны заставить современный Вашингтон обратить более пристальное внимание на нагорно-карабахский конфликт?
- США обязательно обратят пристальное внимание на Южный Кавказ, но не так, как там этого ожидают: Вашингтон будет действовать только в своих интересах. Его интерес – выбить в целом российское влияние из Южного Кавказа. Для этого США надо привлечь на свою орбиту Армению, и они не станут делать каких-либо шагов, которые могли бы оторвать Ереван от Вашингтона и, соответственно, приблизить к России. Другое дело, что Штатам не важна внутренняя социально-политическая жизнь в Армении, так как нагорно-карабахские коллизии, которые могли бы отразиться на внутриармянской политической стабильности, в большей степени задевают Москву, а не США. Для Москвы это более актуально и важно, так как Армения — член евразийского пространства и евразийского экономического партнерства, а не член НАТО или других подобных объединений. В итоге, США заботит не столько приведение какой-либо из сторон конфликта в свое влияние, сколько ослабление России в регионе в целом. Если же возможностей для этого сейчас нет, то подыгрывать России в нагорно-карабахском урегулировании, в результате которого российское влияние на Азербайджан и Армению усилится, они не станут.