В южно-кавказских СМИ сейчас активно обсуждается тема предстоящего в октябре визита президента Армении Сержа Саргсяна на футбольный матч в Турцию, который станет своего рода продолжением встречи турецкого и армянского лидеров во время футбольного матча в Ереване. Свою точку зрения на предстоящий визит высказал главный редактор «Вестника Кавказа» Алексей Власов.
- Мне кажется, что до 14 октября еще очень многое может измениться, и преждевременно делать какие-то однозначные предположения. Успехи «футбольной дипломатии», несомненно, присутствуют в двухсторонних отношениях, но я не стал бы преувеличивать возможности, которые открываются перед Анкарой и Ереваном в преддверии этой встречи. Слишком много субъективных факторов влияет на процесс сближения позиций, и важная психологическая проблема – завышенные ожидания от итогов визита. Давайте не будем заранее строить прогнозы, тем более, по такой острой проблеме, как открытие границы между двумя странами.
- Какова позиция глобальных и региональных игроков в отношении армяно-турецкого диалога?
- США уже заявили о том, что надеются на прогресс в развитии двухсторонних отношений. По крайней мере, именно так сформулировала свою мысль посол США в Армении госпожа Йеванович. Примерно в таком же, достаточно общем ключе, высказываются представители российской стороны. Я не беру в данном случае экспертов, а говорю о дипломатах и представителях администрации президента. В Баку, и это вполне понятно, стремятся уяснить, на каких именно условиях будет развиваться переговорный процесс между Анкарой и Ереваном, в частности, будет ли включен в формат диалога вопрос об урегулировании нагорно-карабахской проблемы. Так что каждая из сторон и в регионе, и за пределами Южного Кавказа пытается определить все плюсы и минусы успеха или неудачи этого процесса.
- Насколько проблема нормализации отношений с Арменией актуальна для турецкой политической элиты?
- Думаю, что это один из наиболее важных вопросов повестки дня для Эрдогана и Гюля. Выход на «дорожную карту» нормализации двухсторонних отношений – показатель системного подхода к вопросам урегулирования. Но, как я уже отмечал, в Анкаре стремятся к тому, чтобы восстановление сотрудничества не привело к кризису в отношениях с Баку. Кстати, в эти дни в Баку находились высокопоставленные турецкие дипломаты, которые, как я понимаю, представили Ильхаму Алиеву свое видение переговорного процесса с Ереваном. Здесь и кроется главная проблема «футбольной дипломатии» - Ереван желает улучшения отношений и открытия границ без каких-либо предварительных условий.
Готова ли согласиться с такой формулировкой Анкара, пока что не очень понятно. Возможно, что не готова, но все комментарии по этому поводу пока идут из уст отставных дипломатов. Это можно трактовать или как пробный шар, или как желание уйти от точных и ясных формулировок. Такая игра с точки зрения искусства ведения переговоров, абсолютно оправданна, но общественное мнение во всех заинтересованных странах формируется не только профессиональными дипломатами.
- Возможное ли временное открытие границы, скажем, в момент самого предполагаемого визита армянского лидера в Анкару?
- Гипотетически такой вариант был бы возможен, если бы речь шла о другом регионе. Наверное, как имиджевый проект, такое действие имело бы определенную целесообразность, но в нынешней ситуации, мне кажется, это почти не реально. Прежде всего, таким раскладом будет недовольна армянская сторона.
Словом, нормализацию армяно-турецкого диалога ни в коем случае нельзя вырывать из контекста более общих проблем, существующих в регионе. Очень хорошо, что «футбольная дипломатия» постепенно начинает действовать, но рассчитывать на то, что она может принести скорый, а самое главное, эффективный результат, который бы не создавал дополнительных зон напряженности, пока рано.