На прошлой неделе Россия заявила, что поддержит Азербайджан при выборах нового состава непостоянных членов Совета Безопасности ООН. Это событие, а также другие аспекты российско-азербайджанского сотрудничества для Вестника Кавказа прокомментировал директор российского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.
- На днях было распространено заявление о том, что Россия намерена поддержать позицию Азербайджана на выборах непостоянного члена Совета Безопасности. Каковы на ваш взгляд мотивы России поддержать Азербайджан, и какие выгоды может получить Азербайджан от нового статуса?
- Как вы знаете, Россия поставила Азербайджану комплекс С-300, три дивизиона. В это никто не верил, тем не менее, это состоялось. Россия заинтересована в партнерских отношениях с Азербайджаном при наличии союзнических отношений с Арменией. С этой точки зрения, с целью укрепления российско-азербайджанских отношений, которые важны для России по огромному количеству причин, если есть возможность поддержать, то почему бы этого не сделать.
Помимо этого, по-видимому, Россия надеется удержать Азербайджан от использования силы в отношении Нагорного Карабаха, поскольку Россия может быть также втянута в этот процесс, потому что на российской военной базе в армянском Гюмри достаточно много военнослужащих контрактников из армян. Но это только одна из задач. В целом, Россия заинтересована в том, чтобы отношения с Азербайджаном у нее были хорошие, а здесь у нее появляется хорошая возможность подыграть действующей власти в Баку, поэтому я думаю, что эта поддержка вполне нормальна.
Другой момент, что когда принимаются решения в ООН... У России существует право вето в Совете Безопасности ООН, если она одна будет против – этого будет достаточно, чтобы через Совбез ничего не прошло. Большинство нужно только тогда, когда никто не использует право вето. Наверное, также можно попробовать выдвинуть через Азербайджан какие-то свои инициативы, чтобы они не шли непосредственно от России. Наверное, это возможно. В любом случае, если дружественные государства будут в Совете Безопасности, России будет легче проводить свою политику. Вот это я однозначно понимаю и это вполне естественно. Каждое государство пытается провести дружественные себе государства. Так что это совершенно нормально, особенно учитывая то, что у Азербайджана хорошие отношения с Западом. Поэтому шанс у него определенно есть, но я не знаю текущий расклад, кто там выступает против и какой имеется противовес. Нужно реально рассмотреть ситуацию. Но если исходить из логики событий, то объективно для России выгодно вхождение Азербайджана в СБ ООН.
- А какие дивиденды Азербайджан может получить от нового статуса?
- Азербайджан, наверное, захочет поднять проблему Нагорного Карабаха, в какой-то форме. И поэтому, наверное, считает, что это хорошая площадка для возвращения к основной своей проблеме, которую он имеет. Хотя с другой стороны, для России обсуждение проблемы Нагорного Карабаха, тем более на площадке ООН, это, наверное, не самый удачный вариант. Но с другой стороны, ведь есть очень серьезные проблемы, которыми Совбез ООН должен заниматься, и даже желание Азербайджана обсудить проблему Нагорного Карабаха не значит, что эта проблема будет обсуждаться. Но я думаю, что это не исключается.
- Премьер России Владимир Путин опубликовал статью, где расписал перспективы создания Евразийского союза. Насколько эта идея, на ваш взгляд, может быть интересна для стран Южного Кавказа?
- Ну, я думаю, что к Южному Кавказу эта инициатива прямого отношения не имеет. Косвенное может иметь, если будут расширяться, например, транспортные коридоры по транспортировки углеводородного сырья. Прямого отношения не имеет, во-первых, потому, что этот регион достаточно изолирован, и я не очень понимаю, как он может вообще войти в Евразийский союз, тем более что под Евразийским союзом все-таки больше понимается Центральная Азия. С этой точки зрения, я думаю, что Южный Кавказ больше находится на периферии Евразийского Союза, особенно с учетом крайне сложной ситуации в этом регионе. Я думаю, что для Южного Кавказа более перспективны транспортные коридоры в других направлениях - на Европу, в первую очередь, через Турцию. Поэтому я не очень верю в перспективность Евразийского союза для Южного Кавказа. Наверное, это все-таки больше ориентировано на Центральную Азию, тем более что эта идея была высказана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым и в несколько обновленной редакции вынесена на обсуждение. Поэтому я прямых связей не вижу, кроме, единственно, попытки увеличения пропускной способности, например, Каспийского трубопроводного консорциума.
Казахстан одновременно поставляет нефть для Баку-Тбилиси-Джейхан и может увеличить поставки и туда, и сюда - для Казахстана это не критично. Членство, положим, Туркменистана в Евразийском сообществе в любом варианте сомнительно. И поэтому если будет принято решение о прокладке Транскапийского газопровода, это мало будет влиять на Евразийский союз. Но, единственное, это поставит под вопрос само существование уже Прикаспийского газопровода, который желает построить Россия.