Вестник Кавказа

«РАНО ИЛИ ПОЗДНО К ВЛАСТИ В ГРУЗИИ ПРИДЕТ ПРОРОССИЙСКИЙ ПОЛИТИК»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Уверен российский политолог, депутат Госдумы Сергей Марков

- После пятидневной войны можно услышать, что поскольку в Грузии нет пророссийских сил, то и происходящее здесь уже неинтересно для России, и Москве все равно, кто победит в нынешнем противостоянии власти и оппозиции. Насколько российское экспертное сообщество интересуется происходящим в Грузии?

- Нам вовсе не все равно, что происходит в Грузии. Мы с большим вниманием следим за событиями в этой стране, поскольку Грузия – исторически часть нашей большой родины, великой России. Многие русские искренне любят Грузию, грузин. Нам очень горько, что еще 20 лет назад к власти в этой стране пришли (и до сих пор остаются) злейшие враги грузинского народа. Они принесли стране нищету, конфликты и войну с Россией. Очень хотелось бы, чтобы Грузия, наконец, опомнилась и вышла из этого двадцатилетнего кошмара.
Грузинская элита во всех бедах своей страны обвиняет Россию. Даже в августовской войне, которую, как известно, начала именно Грузия. Причем этот комплекс характерен не только для элит, но и общественности Грузии. Именно поэтому пророссийские силы в Грузии остаются в меньшинстве.
Но, в конце концов, грузинский народ вспомнит, что в течение многих лет именно Россия помогала Грузии и способствовала ее процветанию. Рано или поздно к власти в Грузии придет пророссийский политик. Он выступит за тесную интеграцию с Россией и тогда Грузия вновь зацветет. В этом у меня нет ни малейших сомнений.

- Каким образом пророссийские силы могут придти в Грузии к власти, если их пока вообще не видно? Какими механизмами Россия может способствовать их усилению? Есть ли у России своя кандидатура на пост президента Грузии?

- Пока у России нет своей кандидатуры. Но для нас не все равно, кто придет к власти - военный преступник Саакашвили или неадекватный Ираклий Окруашвили (который сохраняет серьезные шансы возглавить Грузию и стать вторым грузинским Наполеоном). К власти может придти и нынешняя «объединенная оппозиция», которая не менее критически настроена по отношению к России. Но в этой оппозиции, нам нравится то, что она не готова развязывать новую войну. А пока для нас это главный вопрос - ориентирован тот ли иной политик на войну или на мир.
Если во главе государства не встанут военные преступники, если Грузия будет ориентирована на мир и на Россию - дипломатия нам позволит шаг за шагом преодолеть все трудности, обиды и начать конструктивные переговоры.

- Нино Бурджанадзе подает иск в Тбилисский суд против президента Саакашвили, который недавно заявил, что деятельность госпожы Бурджанадзе финансируется из Москвы. Москва не финансирует грузинскую оппозицию?

-Что касается Бурджанадзе, она пытается повысить свой рейтинг в глазах общественности и политической элиты. Впрочем, в Грузии многие считают, что Бурджанадзе в недавнем прошлом слишком тесно была связана с Саакашвили. Ловко все-таки получается у Нино Анзоровны – от Шеварднадзе в последний момент она перепрыгнула в лодку Саакашвили, а сейчас оказалась уже в лодке оппозиции. Слишком быстро она убегает с утопающего корабля.

- Вы хотите сказать, что Нино – не фаворитка России?

- Конечно, нет – она неоднократно делала антироссийские заявления. Впрочем, когда мы говорим о грузинских политиках, необходимо помнить, что многие их заявления часто театрализированы.
Россия заинтересована иметь хорошие отношения с грузинским народом. Грузинский народ и грузинское государство – разные вещи. Грузинский народ должен иметь право выбрать форму интеграции с Россией - вхождение в состав России, или единое экономическое пространство, или новый союзный договор. В конце концов, если грузинский народ изберет государственность, то это его право.
Но грузинское государство должно быть дружественным России, на его территории не должно быть иностранных военных баз, оно не должно нападать на независимые Абхазию и Южную Осетию.

- И в каких границах может существовать дружественное России грузинское государство?

-Дружественное России грузинское государство будет существовать в границах, в которых грузинский народ может мирно существовать – с учетом сложившейся реальности.

- Как, на ваш взгляд, завершится внутригрузинское противостояние?

- Убежден на сто процентов, что Саакашвили вскоре уйдет. Как и когда, другой вопрос. Но то, что он не дотянет до 2013 года – совершенно очевидно. Саакашвили сохраняет популярность лишь в сельских районах, где население находится в информационном вакууме.
Пока неясно, кто придет на смену Саакашвили. Казалось бы, наибольшие шансы – у лидера объединенной оппозиции Левана Гачечиладзе, но в армии и полиции больше популярен Ираклий Окруашвили.
Что касается питерского бизнесмена Александра Ебралидзе, заявившего недавно в Сочи о готовности баллотироваться на пост президента Грузии – чем больше пророссийских грузин выйдет на сцену, тем лучше. Но для их закрепления во власти потребуется время.

17605 просмотров