Вестник Кавказа

3 самые жуткие авиакатастрофы в небе над Арменией

3 самые жуткие авиакатастрофы в небе над Арменией
Самолеты признаны самым безопасным видом транспорта, но авиакатастрофы всегда леденят кровь. Расскажем о самых трагических и запутанных случаях, которые произошли в воздушном пространстве Армении.

Катастрофа Ил-76М. Ленинакан

В декабре 1988 года, в разгар спасательной операции в районе Спитакского землетрясения, в аэропорту Ленинакана случилась самая крупная авиакатастрофа в истории Армении.

Как случилась катастрофа?

Утром 11 декабря самолет ИЛ-76М, выполнявший гуманитарный рейс Баку – Ленинакан, столкнулся с горой примерно в 15 км от аэропорта. Экипаж воздушного судна состоял из 9 летчиков военно-транспортной авиации ВВС СССР, также не борту находилось 69 резервистов, призванных из запаса для ликвидации последствий чрезвычайного бедствия. Из них удалось лишь одному человеку.

Следствие пришло к выводу, что причиной крушения самолета стали неблагоприятные погодные условия, которые отягощались авральным состоянием наземных служб, а также экипажей, ежедневно выполнявших гуманитарные рейсы. Официальная версия гибели ИЛ-76М была озвучена как ошибка пилотов, однако, материалы бортовых самописцев никогда не публиковались.

Что показало расследование?

Катастрофа ИЛ-76М стала следствием масштабной трагедии декабря 1988 года. Отношения между Арменией и Азербайджаном уже тогда были напряженными, но гибель гуманитарного рейса, вылетевшего из Баку, воспринималась вызвала шок везде. Примерно через год случилась аналогичная катастрофа ИЛ-76, совершавшего рейс Ульяновск – Ленинакан, унесшая жизни 15 человек. Последствия трагедий позволили с полной уверенностью называть ленинаканский аэропорт одним из самых опасных, а его единственную зону подлета труднодоступной.

Катастрофа АН-26Б. Гюмри

В декабре 1993 года, на подлете к аэропорту Ленинакана (к тому времени переименованному в Гюмри), случилась масштабная авиакатастрофа, ставшая самой крупной в истории постсоветской Армении.

Как случилась катастрофа?

Самолет АН-26Б (бортовой номер RA-26141), выполнял коммерческий рейс по маршруту Краснодар – Гюмри. Согласно материалам следствия, на борту воздушного судна должны были находиться пять членов экипажа, два легковых автомобиля, багаж и шесть сопроводителей. В действительности на борту был 31 пассажир. Погодные условия в районе Гюмри были неблагоприятными, но командир экипажа принял решение совершить перелет, полагаясь на наземные службы армянского аэропорта. При подлете к Гюмри вечером 26 декабря стало очевидно, что посадка в сложных метеоусловиях крайне затруднительна. Тем не менее экипаж предпринял попытку посадить самолет в ручном режиме, совершив опасное снижение в надежде разглядеть в тумане опознавательные сигналы аэропорта. Однако образовавшийся крен и значительный перегруз АН-26Б (который превышал более чем 2 тонны) не позволил самолету выйти на второй круг, в результате чего борт рухнул на землю и загорелся примерно в 20:57 по местному времени.

Что показало расследование?

Катастрофа АН-26Б стала одним из самых трагических, но в тоже время самых ярких примеров нарушения всех мыслимых правил воздушных перевозок. 35 человек погибло, одному удалось выжить, получив тяжелейшие травмы. Следствие долго выясняло, как на борту оказалось столько незарегистрированных пассажиров, и почему опытный капитан подался эмоциям, совершив сразу несколько грубых ошибок. 

Катастрофа Beechcraft 55. Село Джрабер 

В декабре 2022 года, в центральной части Армении, случилось самое загадочное крушение в истории воздушной авиации республики.

Как случилась катастрофа?

Легкомоторный самолет Beechcraft 55 (B55) выполнял частный рейс по маршруту Ереван – Астрахань. Воздушное судно было зарегистрировано в Словакии, а перелет в армянскую столицу ранее состоялся из Праги. Пилотировали B55 двое граждан РФ. Самолет вылетел из аэропорта Звартноц 1 декабря в 09:00 по местному времени. Примерно в 13:00 связь с бортом была потеряна. О том, что самолет потерпел крушение, стало известно случайно. Около 14:00, очевидцы заметили, как воздушное судно попало в вертикальный штопор, после чего произошло столкновение с землей (район песчаного карьера неподалеку от села Джрабер) и последующее возгорание. Оба пилота погибли.

Что показало расследование?

Следствие по делу крушения самолета B55 длилось всего две недели. Имена пилотов никогда не разглашались, как и то, кем и как был согласован вылет. В сухом отчете МАК (Межгосударственный авиационный комитет) отмечалось, что причиной трагедии стали неблагоприятные метеорологические условия, а также ошибка пилотов, чей опыт не позволял им управлять воздушным судном по приборам в горной местности.

Никто так и не узнал целей полета, а также какова ответственность наземных служб, поскольку легкомоторный самолет не был оборудован бортовыми самописцами. Ходили слухи, что пилотам было отказано в перелете, а потому свой рейс они попытались совершить нелегально. Кроме того, не было ответа на вопрос, был ли капитан воздушного суда его владельцем, а также то, почему с момента вылета и до прекращения связи, самолет пролетел всего 26 км, несмотря на то, что прошло почти пять часов. Ходили слухи, что B55 занимался авиаразведкой, а потому стал целью средств ПВО. Так или иначе, ответить на эти вопросы не удастся, поскольку уголовное дело по факту крушения Beechcraft 55 закрыто.

11990 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября