Россия - двенадцатый крупнейший производитель томатов в мире. Помидоры здесь очень популярны и выращиваются почти в 90% домашних хозяйств. Томаты используются в супах, рагу и соусах, а маринованные помидоры едят в течение всего года. Atlas Obscura в материале Why Soviet Russia Named a Tomato After an American Celebrity пишет, что у многих российских помидоров запоминающиеся названия, например ”Мать Россия” и ”Черномор”. Но самое необычное название ”Поль Робсон”. Сорт назван в честь афроамериканского певца, актера и политического активиста.
Робсон родился в 1898 году в семье квакеров и бывших рабов. Во время учебы в Ратгерском университете получил 15 наград по различным видам спорта. Был известен среди чернокожего сообщества Нью-Йорка своим певческим талантом. После, обучаясь уже в Колумбийском юридическом университете, он встретил свою будущую жену Эсланду ”Эсси” Гуд, которая убедила Робсона попробовать себя на подмостках. В итоге, Робсон недолго занимался юридической практикой, уволившись с должности, когда белый секретарь отказался записывать под его диктовку.
Еще в школе Робсон сыграл свою первую роль в пьесе ”Симон Киринеянин”. Затем, в 1924 году, он сыграл главную роль в пьесе Юджина О'Нила ”Крылья даны всем детям человеческим”, а также в пьесах ”Отелло” и ”Император Джонс”. Робсон наиболее известен за исполнение песни Ol’ Man River из мюзикла Show Boat, которую он исполнял как на сцене, так и в кино. Обретя славу и богатство, Робсон все больше интересовался правами рабочих, особенно правами чернокожего населения юга. Вскоре он стал поддерживать коммунистов во всем мире. Приехав в Москву в 1934 году, Робсон сказал: ”Здесь я впервые в жизни не негр, а человек”.
В Советском Союзе его принимали толпы обожателей. Советский Союз считался местом равных возможностей для людей с черным цветом кожи. В 1930-х годах в страну прибыло около 18 тыс. афроамериканцев. К 1940-м годам Робсон стал политическим активистом. Он поддерживал профсоюзы, считая, что они имеют решающее значение для обеспечения гражданских прав, осуждал дискриминацию и насилие в отношении афроамериканцев. Принадлежность как к Конгрессу по гражданским правам, так и к Совету по африканским делам сделала его мишенью для Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности Палаты представителей.
В 1950 году Государственный департамент отказал в выдаче паспорта Робсону. Робсон давал показания перед Конгрессом в 1956 году, после того как не подписал показания под присягой о том, что он не коммунист. Когда Робсона спросили, почему он не остался в Советском Союзе, он ответил: ”Потому что мой отец был рабом, и мой народ умирал, создавая Соединенные Штаты, и я собираюсь остаться здесь, и иметь такие же права, как и вы”.
Поздние годы Робсона были омрачены биполярным расстройством, депрессией и попытками самоубийства. По мнению его сына, все психические расстройства стали последствием преследований правительства и слежки. После нескольких лет уединения Робсон умер в возрасте 77 лет в 1976 году.
20 лет спустя Кент Уили, соучредитель Обменного фонда сберегателей семян, а также сторонник органического сельского хозяйства и сохранения местных семян, встретился в Москве с Мариной Даниленко – владелицей частной московской компании, которая приобретала семена на фермах и отправляла их по почте российским садовникам. В 1992 году Даниленко приезжала на выставку семян в Минерале, штат Вирджиния, чтобы узнать о работе заокеанских коллег. В ходе двух визитов в США Даниленко подарила 170 сортов российских помидоров Обменному фонду сберегателей семян, включая помидор, названный ”Поль Робсон”. Джефф МакКормак, основатель выставки семян, представил помидоры американской публике через каталог организации.
”Поль Робсон” - сорт помидора кирпично-красного цвета, зачастую приобретающий более темный оттенок. Как сказала Даниленко Маккормаку, ”чем жарче лето, тем насыщенней черный цвет”. Те, кому посчастливилось попробовать сорт, описывают его вкус как сладкий, пахнущий дымом, сложный и острый.
Но название также стало данью уважения Робсону, который, несмотря на осуждение в США, оставался кумиром в России. В 1952 году он получил Сталинскую премию, а в 1964 году российский журнал ”Кругозор” написал: ”Кто слышал Поля Робсона хоть однажды, не забудет его голос. Мы хорошо знаем этого большого человека с глазами мудреца и улыбкой ребенка, великого певца и мужественного гражданина, чье имя стало символом борца за свободу”.
Несмотря на гонения со стороны правительства при жизни, вклад Робсона как артиста и защитника гражданских прав был оценен после его смерти. То, что каждый, независимо от расы или вероисповедания, может насладиться вкусом помидора ”Поль Робсон”, стало идеальным признанием его наследия.