Сельскохозяйственная сфера Чечни активно развивается благодаря господдержке. Как пишет местная газета "Вести республики", активное восстановление местного агропрома, разрушенного за годы военных кампаний, пришлось на 2008-2009 годы. Если в 2004 году в АПК было вложено только 700 млн рублей, то в 2009 году в этом секторе освоено уже 3,2 млрд рублей. Это позволило ввести в строй около 50 крупных объектов сельскохозяйственного назначения - предприятия по производству мясомолочных продуктов, хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков и плодоовощной продукции, животноводческие комплексы, птицефермы.
Большую помощь оказывал чеченский филиал Россельхозбанка - в 2008-2015 гг. он предоставил аграриям республики заемные средства на сумму свыше 19,4 млрд рублей. Значительная часть кредитов направлена на строительство животноводческих ферм, приобретение крупного рогатого скота, перерабатывающего оборудования и строительства тепличных хозяйств. С 2012 в республике реализуется программа господдержки "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а также две подпрограммы "Начинающий фермер" и "Семейное животноводство". Первая призвана помочь предпринимателю запустить ферму, вторая – помочь в развитии уже существующего хозяйства.
Помимо традиционной животноводческой продукции, местные фермеры сегодня берутся за новые для республики виды производства. Например, в Аргуне недавно открылась первая в республике халяльная кроличья ферма, построенная с учетом передовых стандартов. Планируется, что ферма будет поставлять на рынок около 140 тонн мяса в год. В Шелковском районе функционирует первая верблюжья ферма. Климатические условия здесь подходят для обитания верблюдов. Тут песчаная местность, буруны, и других животных разводить, посчитали фермеры, просто нецелесообразно. Позднее в республике открылась и первая перепелиная ферма.
* * *
Газета "Кабардино-Балкарская правда" рассказывает, что первый террасный сад на промышленной основе в бывшем Советском Союзе появился на территории республики в поселке Кенже. Инициаторами идеи по освоению склоновых земель под промышленные сады стали профессор сельскохозяйственного факультета КБГУ Петр Лучков и Борис Унажоков, более трех десятков лет проработавший руководителем колхоза "Кенже".
Это хозяйство для пилотного проекта было выбрано не случайно. Во-первых, близко к городу, и при необходимости в период массового сбора плодов можно задействовать работников промышленных предприятий. Во-вторых, для эксперимента склоновые земли Кенже подходили идеально. А для хозяйства это было уникальной находкой. Пашни было мало, нужно было чем-то эффективным и рентабельным закрепить экономику колхоза. "Мы пошли на такой шаг, в первую очередь, для того, чтобы не занимать пашню, – рассказывал Борис Унажоков. – Без хлеба не проживешь, а без яблок можно. В то же время яблоки в плане экономической выгоды – большие деньги. Пашни у хозяйства было всего 700 га, а содержать нужно было 1500 голов крупного рогатого скота. В то время план нужно было выполнять по всем позициям".
Как вспоминал впоследствии Петр Лучков, первоначально многие отнеслись к идее террасного садоводства в черте столицы республики скептически. Дело в том, что эти бросовые земли местное население использовало как пастбище. Однако, после совета с аксакалами и обсуждения вопроса на собрании колхозников жители Кенже с пониманием отнеслись к идее Лучкова и Унажокова, и в 1966 году были заложены первые 25 экспериментальных гектаров террасного сада.
"Практически никакой техники для этих целей в хозяйстве не было, – вспоминал Борис Унажоков. – Все работы по закладке террасного сада выполнялись вручную, единственный трактор – бульдозер ДТ-54 – нарезал будущие террасы, а сельчане с лопатами высаживали саженцы. Через три года на деревьях появились первые яблоки, а через пять лет – первый товарный урожай отменных плодов. Тогда люди уже окончательно поверили, что это реальный путь к успеху и экономическому благополучию хозяйства и его работников. Преобразился в лучшую сторону внешний вид склонов. Бросовые земли, которые ранее ничего полезного не давали, стали приносить солидные доходы. Был и экологический эффект: дожди не смывали полезный слой почвы, была остановлена эрозия.
В течение пяти лет площади террасных садов в Кенже удалось довести до 540 га. Благодаря новым садам экономические показатели хозяйства пошли в гору. Кенженские яблоки пришлись по душе жителям многих регионов СССР, в том числе Крайнего Севера и Дальнего Востока. По тем временам только садоводство приносило хозяйству 20 млн рублей прибыли. Рентабельность садоводства в Кенже составляла 180-200%, что даже по нынешним временам в условиях рыночной экономики считается очень высоким показателем. Другой важный аспект – в кенженских садах на постоянной основе моли трудиться до 200 человек, а в сезон массового сбора плодов – более 1500 человек.
В Кенже приезжали садоводы, ученые, государственные деятели со всех концов страны, а также из Молдавии, Грузии, Крыма, Венгрии, Греции, Франции, Испании и Монголии. Любовались кенженскими террасными садами гостившие в республике известные писатели и поэты: Сергей Михалков, Давид Кугультинов, Эдуардас Межелайтис. Многие знаменитые летчики-космонавты начинали знакомство с КБР именно с поселка Кенже, с садов на склоновых землях. На базе коллективного хозяйства в Кенже проводили всесоюзные и всероссийские семинары и совещания по проблемам развития горного и предгорного садоводства. Благодаря научному сопровождению Петра Лучкова, и в других регионах СССР по примеру кенженских садоводов стали закладывать сады на склоновых землях. Автор статьи считает важным использовать этот опыт и сегодня - в малоземельной Кабардино-Балкарии необходимо вовлечь в экономический оборот склоновые земли, которые пригодны для развития садоводства в промышленных масштабах.
* * *
С введением в эксплуатацию в Республиканском многопрофильном медицинском центре (РММЦ) в Цхинвале станции по выработке кислорода здесь сформировалась полноценная служба кислородного обеспечения. Об этом, как передают газета "Южная Осетия" и "Спутник-Южная Осетия", заявил и.о. министра здравоохранения и социального развития РЮО Георгий Тотчиев после пробного запуска кислородной станции "Про-ВИТА-200", доставленной в Цхинвал по благотворительной линии для решения вопроса кислородного обеспечения медицинских учреждений. "По сравнению с ситуацией полугодовалой давности, мы отмечаем существенное улучшение материально-технической базы, что позволяет предположить устранение проблем, вызванных необходимостью кислородного обеспечения пациентов", — сказал он. Тотчиев также добавил, что при грамотном техническом обслуживании ресурсы станции позволят своевременно удовлетворять потребности лечебных учреждений республики в кислороде медицинского назначения.
Станция рассчитана на выработку кислорода в объеме 200 литров в минуту, также имеется возможность дополнительной закачки кислорода в баллоны. Однако, как сообщили в Минздраве РЮО, отдельно станция не сможет выработать необходимое количество кислорода во время пиковой нагрузки. Для этих целей, благодаря помощи меценатов, в разное время в республику были доставлены резервуар для хранения жидкого кислорода и газификатор, посредством которого осуществляется подача в подведенные в палаты кислородные сети. Тем самым обеспечен и резерв жидкого кислорода, и есть возможность складирования кислородных баллонов на случай непредвиденных обстоятельств. Сотрудники сформированной службы станции прошли краткосрочное обучение и необходимый инструктаж от российских специалистов.
* * *
Горные курорты Северного Кавказа в майские каникулы приняли почти в два раза больше гостей по сравнению с показателями 2019 года. Рост показали все три курорта под управлением АО "Курорты Северного Кавказа" (КСК) – "Архыз", "Эльбрус" и "Ведучи". На канатных дорогах курортов в длинные выходные проехали больше 25 тыс. человек. "Индустрия туризма и гостеприимства в последние несколько лет стала более развитой и гибкой, это общая тенденция по Северному Кавказу и России в целом... На сегодня у КСК задача совместно с резидентами сформировать перечень разнообразных услуг в летний период и межсезонье, чтобы гости могли с интересом проводить отдых на курортах независимо от времени года", – приводит карачаево-черкесская газета "День республики" слова заместителя министра экономического развития РФ Сергея Назарова.
Лидером по привлеченным туристам стал курорт "Эльбрус" в Кабардино-Балкарии, где канатными дорогами воспользовались почти 18 тыс. гостей, что в два раза больше, чем за тот же период в 2019 году. Погода в этом году позволила кататься на лыжах и сноубордах все дни майских каникул и на всех трассах курорта. Также прошедшие праздники дали старт для сезона восхождений на главную вершину Европы. Горнолыжный сезон здесь еще продолжается. "Сейчас мы вводим на "Эльбрусе" новые трассы, начали строить дополнительные канатные дороги. В ближайшие три года планируем усовершенствовать инфраструктуру горы, превратить "Эльбрус" в круглогодичный курорт международного уровня. Слияние КСК и АО "Курорт Эльбрус" позволит эффективно эксплуатировать все объекты инфраструктуры, которые раньше принадлежали разным организациям", – рассказал директор КСК Хасан Тимижев.
Курорт "Архыз" в Карачаево-Черкесии для весеннего отдыха выбрали более 7000 гостей. Только на канатной дороге "Млечный путь" за 10 дней поднялись на 36% больше туристов, чем в год до локдауна. Сейчас курорт привлекает как место для горных походов, джиппинга и парапланеризма. Также его выбирают за возможность отдыхать всей семьей, современную инфраструктуру, чистый горный воздух. Активный отдых здесь удобно совмещать с оздоровительными программами при отелях. Также Архыз – хорошее место чтобы переждать острый период аллергии, здесь не растут большинство весенних аллергенов.
Чеченский всесезонный курорт "Ведучи" показал рост 76%. Здесь гости предпочитают отдыхать всей семьей: для них работают кресельная канатная дорога, гриль-домики, всесезонная трасса для горных лыж и сноуборда и круглогодичная горка для катания на тюбах. Многие туристы из других регионов страны совмещают отдых на курорте со знакомством с главными достопримечательностями республики.