Вестник Кавказа

Легендарный Мехди Гусейнзаде

Легендарный Мехди Гусейнзаде

Что значит быть героем? Быть решительным в действиях, преодолевать любые обстоятельства, одерживая победу над страхом, побеждать любого врага? Наверняка. Но в сердцах настоящих героев живет еще и любовь. Любовь к своему народу, к Родине. Это статьей мы открываем серию повествований о героях Кавказа - людях, которые показали образ настоящей любви и преданности своему отечеству.

"Михайло, одни ваш день в партизанском отряде равен десяти дням Красной Армии", - говорил полковник Рыбаченко известному на всем побережье Адриатики партизану Мехти Гусейнзаде. "Полагаю, - пишет в книге воспоминаний, вышедшей в Любляне, бывший начальник штаба 31-й дивизии 9-го партизанского корпуса Народно-освободительной армии Югославии Станко Петелиновойко, - общий результат действий Мехти Гусейнзаде составил около тысячи убитых фашистов, главным образом офицеров". Он был, как огонь - быстрый, ловкий, смелый, умевший находить выход из любой ситуации. Он дарил близким людям добрый огонь души, но фашистов, несших смерть, сжигал в адском пламени взрывов, которые устраивал, словно играючи. На боевые задания Мехти обычно шел в одиночку, умея мастерски перевоплощаться то в местного крестьянина, то в подвыпившего немецкого солдата, то в офицера. Он был неуловим, и фашисты трепетали при одном упоминании о его имени.

В балканской группировке войск Вермахта Мехти Гусейнзаде называли "Кинжал" за его стремительность, точность и смертельную опасность. Убедившись в невозможности изловить партизана собственными силами, гитлеровцы распространили во всех населенных пунктах листовки, в которых указывали цену за голову Мехти, которая увеличивалась по мере возрастания причиненного им фашистам урона. 40 тысяч лир было обещано после взрыва ресторана для немецких солдат, где погибло около 300 фашистов. После Мехти отправляет на воздух логово фашистской пропаганды – редакцию и типографию газеты, где публиковали объявления о розыске партизана Мехти, известного как Михайло. Вскоре цена за неуловимого партизана выросла до фантастических 400 тысяч лир. К этому времени на его счету был особенно важный объект – гараж командования группировки с 25 военными машинами.

Уходя на фронт, Мехти писал старшей сестре: "Вчера мне дали автомат и новую военную форму. Интересно, смогу ли я, Мехти, из этого автомата убивать человека. Ведь я никогда не мог принять смерть ни одного живого существа. Такое воспитание я получил".

И вправду кавказское воспитание, особенно чуткое к понятиям жизни и смерти, чести и достоинства сделало Мехти настоящим героем. Уже через год из Сталинграда пришло совершенно противоположного содержания последнее письмо Мехти. "Пишу с фронта. Здесь идут горячие бои. Творимым фашистами безобразиям нет предела. Даю вам слово, что буду бороться до последней капли крови. Буду сражаться героически и прославлю вас. Если погибну, то погибну героем. Вы обо мне еще услышите". Жить, чтобы победить врага, защитить свою родину, отомстить за погубленные жизни тысяч людей, за свои разбитые мечты – вот, что было целью Мехти до конца жизни. Поэт, художник, артист, мастерски умевший перевоплощаться, всех талантов Мехти не перечислишь. А жизнь призвала его к героизму, сделавшему его имя легендарным.

В Баку установлен памятник, увековечивающий образ 26-летнего парня, при жизни прославившегося как легендарный партизан Михайло, а после смерти редчайший, а может и единственный случай, как герой трех народов – Италии, Югославии и Советского Союза. Мехти выполнил свое обещание, данное сестре, и прославил имя азербайджанского народа, вписавшего имена победителей над фашизмом.

37675 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ